Выставка «Форпост военных корреспондентов»
Военные фотографы рискуют собой ради одного-единственного снимка. «Зачем?», – задаются вопросом многие. Ведь даже непонятно – ЧТО ЭТО – военная фотография - искусство, пропаганда, правда или оружие против войны? Но событийная (к сожалению!) история войн, военных конфликтов и давно уже существующая в ней и рядом с ней история военной фотографии доказывают – один-единственный снимок может поменять историю, стать документальным показанием свидетеля войны – фотографа. Показанием против событий, которые не должны повторяться. Эти фотографии, ради которых они рискуют жизнью, могут заставить говорить правду тех, кто не желает ее говорить. Как утверждал один из самых известных военных фотографов нашего времени Джеймс Нахтвей, получивший за свои снимки Премию Мира: «Правду не нужно приукрашивать. Ее надо просто сказать, и часто бывает достаточно сделать это один раз».
Выставка «Форпост военных корреспондентов» продолжает цикл выставочных проектов Музея Органической Культуры (г.
Коломна), посвященных отечественной фотографии. На этот раз в центре внимания - история войн ХХ-го и военных переворотов и конфликтов ХХI-го века. Начиная с Русско-японской войны 1904-1905 гг., включая Первую мировую войну, Великую Отечественную войну, 10-летнюю Афганскую войну и Чеченские войны, волнения с участием военных в Москве – и заканчивая самыми последними событиями на Украине. На выставке – фотографии профессионалов и любителей – снимки неизвестных солдат, из альбома офицера штаба 5-ой Армии под командованием генерала Павла Плеве. И, конечно, работы одного из первых русских фотографов Сергея Прокудина-Горского - из альбома генерального штаба «Русско-японская война 1904-1905 г.» Фотографии - Анатолия Гаранина, Ивана Шагина, Роберта Диамента, Аркадия Шайхета, А. Грибовского, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Александра Устинова, Анатолия Морозова, Бориса Кудоярова, Галины Санько, Михаила Савина, Анатолия Архипова, С.Раскина, Алексея Межуева, Леонида Якутина, Александра Джуса, Игоря Курашова, и фотографии военного корреспондента газеты «Невское время», пропавшего без вести в Чечне в 1995-м году Феликса Титова, а также Сергея Киврина, Сергея Лебединского, Влада Краснощека и серия фотографий «Репродукция архива» Николая Кулебякина.
Основная идея экспозиции, по мнению авторов выставки, - это идея СУМЕРЕК, в которые погружается человечество, забывая о своем предназначении в мире. Сумерки – это точная /может, тонкая? и почти незаметная грань, за которой день уступает место ночи. Сквозь истончившуюся пленку действительности из смежных миров просачиваются фантомы. Поэтому начинается выставка с фотографий, где можно увидеть лицо солдата, порассматривать его и посочувствовать. А заканчивается экспозиция фотографиями людей, у которых лицо в маске – почти безразличными нам фантомами, – да и как можно относиться к человеку без лица? Чтобы не переходить эту сумеречную грань, отделяющую день от ночи, - и нужно помнить о войнах. Помнить, что при необходимости «военных кампаний» трагедия каждой человеческой личности совершается в возможности обнаружить «глубинный смысл войны как духовное испытание и духовный суд». Так писал в 1914 году русский философ Иван Ильин. Несмотря на то, что со дня написания этих строк прошло уже столетие, люди упрямо не хотят обнаруживать этот глубинный смысл, затевая все новые и все более бессмысленные войны, провоцируя конфликты, скрывая свои истинные мотивы и лица. И, пожалуй, одними из немногих правдивых свидетелей этого процесса оказываются военные фотографы, готовые ради одного правдивого снимка, открывающего истинный смысл происходящего, - рисковать своей жизнью.
Масштабная экспозиция работ военных корреспондентов, многие из которых представлены впервые, является нашей благодарностью тем, кто преодолевая страх смерти, смотрел на войну через объектив фотоаппарата.
Телеканал " ОТР "
Очень странная статья Юрия Лепского...война так война...
12.06.2014 - 01.09.2014
- Москва, Саввинская набережная, 23 стр. 1 /ГФК/;
- Коломна, Кремль, Брусенский 31
- Москва - Ярослав Амелин, Ирина Аликина;
- Коломна - Ирина Аликина, арт-директор МОК