Выставка «Взгляд детский». Все взрослые когда-то были детьми...
Все взрослые когда-то были детьми
Какими были в детстве, так хорошо знакомые нам сейчас, знаменитые люди нашей страны и известные жители нашего города?
Их фотографии – на выставке! Также на выставке вы увидите фото детей конца 19 - начала 20 веков, детские поздравительные открытки военных и послевоенных лет и работы классиков русской фотографии второй половины 20-го века.
О фотографии
В середине ХIХ века появился новый вид искусства – фотография. Возможность запечатлеть человека и его деятельность во всем многообразии вдохновила многих.
В начале ХХ века фотография уже занимала важное место в интерьерах как императорских покоев, так и жилищ простых людей, располагаясь на письменных столах, диванных полках, различных полочках по стенам.
В экспозиции представлены фотографии детей, сделанные фотографами-профессионалами и любителями. Представители всех сословий запечатлевали последовательные этапы взросления детей.
Фотоателье к началу ХХ века появляются в каждом, даже небольшом городе.
На выставке представлена работа коломенского фотографа Зашпанина Тита Ивановича, владельца фотографии в Коломне. Располагалась фотография на Семёновская улице, во флигеле дома купцов Посохиных. О самом фотографе известно, что по происхождению он - крестьянин Тарусского уезда, и что в 1905 году продавал [по болезни] фотографическое ателье, хорошо обставленное (Справочник А. Попова).
Состоятельные семьи могли пригласить фотографа на дом. Исходя из этого, варьировался и фон: в домашней обстановке интерьер был натуральным, в фотоателье давался условный «задник» с изображением условного сада или гостиной.
На выставке представлены работы фотографов Максима Дмитриева (Нижний Новгород), Василия Лифантьева( С- Петербург), Альфреда Бухгольца (С- Петербург), Павла Остроумова (Москва) а также Игоря Пальмина, Юрия Роста, Александра Фурсова, Михаила Голосовского, Виты Буйвид, Анатолия Болдина и других замечательных авторов.
Об открытке
Первые иллюстрированные открытки появились в 1870 году в Германии и Франции. В России они начали издаваться лишь в 1894 году. Особым спросом пользовались открытки с изображением детей. Качественно новым этапом в создании детских открыток стали реальные постановочные фотосессии. Первоначально в качестве образцов при их изготовлении использовались композиции живописных произведений. Отталкиваясь от определенных композиционных схем, в фотоателье на фоне условно нарисованных декораций создавались стереотипные мизансцены с детьми. Для того, чтобы приблизить фотографию к живописному оригиналу, ее зачастую вручную раскрашивали, что существенно удорожало стоимость открытки. Поэтому наиболее популярные сюжеты встречались в разных вариантах: черно-белом, слегка подкрашенном и полностью раскрашенном. В начале ХХ века раскраской фотографий занимался уже целый штат художников-раскрасчиков.
До 1917 года Россия в плане производства детских открыток ничем не отличалась от европейских стран. Популярностью пользовались поздравительные открытки к Рождеству, Новому году, Пасхе, Дню Ангела и Дню рождения.
После 1917 года массовая «открыточная» культура в России на два десятилетия прекращает свое существование. Выпуск всех поздравительных открыток, в том числе и детских, как атрибута быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого какое-то время использовались старые тиражи.
Всплеск интереса к детской открытке в СССР отмечается после Второй мировой войны. Феноменальное оживление в детскую тематику вносит послевоенная массовая культура в виде потока детских открыток, посылаемых и привозимых советскими офицерами и солдатами из Германии.
Но для огромной страны трофейных открыток явно не хватало. Тогда возникла уникальная советская «открыточная» субкультура. Впоследствии она будет определяться как «мещанская», «буржуазная», китч, но для большинства населения СССР этот язык был важной формой выражения нежных чувств. Запрет на поздравительные открытки, и в том числе детские, существовавший с 1917 года, был снят только спустя два десятилетия. Первые советские поздравительные открытки были изданы к Новому, 1942-му, году. Их регулярный выпуск продолжался до конца войны. Массовый выпуск поздравительных новогодних открыток с детьми возобновился лишь в 1953 году. ( см. в центральном зале советская открытка 1955-1963 гг. авторы- Лев Бородулин, Елизавета Микулина, Вадим Гиппенрейтер)
01.01.2011 - 02.02.2011
Коломна, Кремль, Брусенский 31
Ирина Аликина, арт-директор МОК