Василий Улитин. Из справочника А.П.Попова «Российские фотографы»
Улитин Василий Иванович (1888, Серпухов – 1976, Москва).
Москва, Долгоруковская ул., 42 / Каляевская ул., 42, кв. 7 / [последний адрес] ул. Егора Абакумова, д. 2, кв. 55.
Мастер психологического портрета и лирического пейзажа. Сын владельца книжного магазина Улитина Ивана Ивановича, издателя «Альбома видов. Церкви и монастыри г. Серпухова», 1905, 4 лл. + 28 илл. Цензурное разрешение от 12 марта 1905 г., Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерёв и К о , Москва.
В детстве увлёкся живописью и фотографией. Брал уроки у художника и управляющего фотографией В. С. Ващенко ещё на школьной скамье; в студии художника Н. Григорьева изучал рисунок, живопись, основы композиции. Окончил коммерческое и химико-технологическое училища. В 1909 г. работает в цинкографии И. Сытина.
Каталог «Рус. фото-100»: с 1911 г. работает в фотоателье К. Фишера, получил специальность фотографа-портретиста, освоил сложные способы печати.
На бланке оттиски металлических штемпелей: «Фото “Modern”, Москва, Долгоруков. 42» и «Художник светописи В. Улитин».
Действительный член Первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов (чл. билет №140, выдан по 1 января 1919 г.). В первые годы советской власти был фотографом Высшей автоброневой школы.
Участник Лондонского Салона фотографии в 1923 г. 25 ноября 1923 г. удостоен диплома третьей степени на фотографическом конкурсе, организованном фабрикой фотографических пластинок «Аэтофото» совместно с Русским фотографическим обществом.
ВМ-924: фотография «Модерн» на Долгоруковской ул., д. 42. В январе 1924 г. награждён дипломом 1-й степени на конкурсной выставке РФО за работу «Портрет К. А. К.»; диплом 2-й степени присуждён за опыты по трёхцветной печати масляным способом; диплом участника фотографической выставки РФО в 1924 г., в художественном отделе выставки экспонировались 6 работ У.
Участник Первого итальянского международного салона художественной фотографии в Турине в декабре 1925 – январе 1926 г., экспонировал 2 работы. «Фотограф», 1926, №1-2, стр. 26-32, статья У. «О фотографировании портретов без ретуши», в приложении – его этюд (женская головка); эта работа экспонировалась на 19-м Салоне в Париже (там же, стр. 55); работа «Портрет», опубликованная в этом же журнале, экспонировалась на 20-м Салоне в Париже. Там же, стр. 52-54 – участник: Международного Салона художественной фотографии в Нью-Йорке в 1923 г., Лондонского Салона в 1924 г., 19-го Международного Салона в Париже в 1924 г., 20-го Международного Салона в Париже в 1925 г.
Участник Первого Итальянского Салона художественной фотографии в Турине (29.12.25 – 10.01.26), экспонировал 2 работы (каталог выставки).
Малая серебряная медаль Международного конкурса фотографии, организованного редакцией журнала “La Revue Francaise de Photographie” в Париже в 1926 г. («Фотограф», 1926, №5-6, стр. 59). Кандидат в члены Правления ВСФ в 1926 г. (там же, стр. 69). Участник XXI Международного Салона художественной фотографии в Париже в октябре 1926 г. («Фотограф», 1926, №11-12, стр. 50). 25 ноября 1926 г. избран членом правления Всероссийского Союза Фотографов («Фотограф», 1926, №11-12, стр. 40). Член редколлегии журнала «Фотограф» в 1926-27 гг. («Фотограф», прилож. к №11-12 за 1926 г.; №1-2, стр. 39 за 1927 г.).
На 20 января 1927 г. планировался доклад У. во ВСФ «О поездке на Мурман», с демонстрацией диапозитивов и снимков, а на 10 марта 1927 г. – его же доклад «Резинотипия (новый художественный процесс)». («Фотограф», 1926, №9-10, стр. 64). «Фотограф», 1927, №1-2, стр. 43: «Одним из сильнейших московских кружков является кружок клуба МУНИ, руководимый В. И. Улитиным, достигший высокого уровня как в художественном, так и в техническом отношении…».
«Выставка «Север». С 9-го по 15 марта с. г. [1927] в Государственной Академии Художественных Наук в Москве (ул. Кропоткина, 32) была открыта выставка фотографий действительного члена Всероссийского Союза Фотографов и Русского Фотографического Общества В. И. Улитина (Москва) … изображающих природу и быт Севера (Ковда, Кандалакша, остр. Кильдин, Гаврилово и др. места на Кольском полуострове). По прекрасным работам … наш угрюмый и величественный Север, с его белыми ночами короткого лета, особенно был понят и почувствован многочисленными посетителями выставки…Увеличения и бромомасляные переносы В. И. Улитина, безукоризненно выполненные в техническом отношении… Работы В. И. Улитина не являются просто фотографиями протокольного, репортажного типа, – нет, это в большинстве случаев в подлинном смысле светописные картины, в которых чувствуется индивидуальное творчество и художника, и фотографа, прекрасно к тому же владеющего техникой. Все выставленные работы явились результатом поездки … на север летом 1926 г.» («Фотограф», 1927, №3-4, стр. 114, заметка П. К. [П. Клепикова]). Эти работы демонстрировались 7 апреля 1927 г. на собрании членов ВОФ («Фотограф», 1927, №5-6, стр. 177). Участник Выставки Декоративных Искусств в Монце-Милано 31 мая 1927 года. («Фотограф», 1927, №7-8, стр. 249). Участник-Х, «Каталог-Х», стр. 138 – перечень 18 работ (главным образом, портреты), указания на членство в РФО и ВОФ.
«Культкомиссией, в изменение ранее объявленной программы, назначены следующие доклады на февраль месяц с/г: В четверг, 3 февраля, доклад В. И. Улитина: «Резинотипия (Новый художественный позитивный процесс)». («Фотограф», 1927, №1-2).
Участник XXII Международного салона художественной фотографии в Париже в 1927 г., экспонировал 5 работ.
Участник IV Международного фотографического Салона в Сарагосе (Испания, 1928 г.); экспонировал 3 работы (Каталог выставки). Член-учредитель Всероссийского Фотографического Общества в Москве в 1928 г. (?).
Участник Третьего Международного фотографического салона в Японии в 1929 г., экспонировал 3 работы.
Участник Выставки советской фотографии и кино в Париже в ноябре 1930 г., экспонировал 7 работ. Те же работы экспонировались на Выставке советской фотографии в Нидерландах (Амстердам, 1930 г. [?]).
Участник Первой всесоюзной выставки фотоискусства в Москве в 1937 г., экспонировал 5 работ в технике бромомасло с переносом.
В 1927-1930-е гг. по фотографиям У. издавались почтовые карточки серий «Москва» и «Окрестности Москвы», сброшюрованные в комплекты по 8 шт. Отдельными почтовыми карточками выходили серии по фотографиям У. с видами Волги, Нижнего Новгорода, Крыма, Кавказа (тираж карточек 4000-6000 шт.).
Доцент Московского полиграфического института, художник светописи (МПИ организован в 1930 г. на базе полиграфического факультета ВХУТЕИН); приглашен в 1931 г. на должность ассистента.
Выпускники Фотошколы Моспромсоюза дарят У. портфель с плакетой: «Учителю и другу В. И. Улитину от I-го выпуска фотошколы 15/IV-32 г.».
В 1934-35 гг. преподаёт фотографию на Курсах Москоопинсоюза «Фото-ювелир» (программа курсов рассчитана на 201 час). В 1935-36 гг. преподаёт фотографию на Курсах повышения квалификации Объединения «Фото-снимок», программа рассчитана на 70 часов.
В 1937 г. ведёт занятия по фотографии в Горьковском (Нижегородском) Фотообъединении – около 100 часов.
Тексты документов:
Русское фотографическое общество в Москве
ДИПЛОМ
Первой степени
Постановлением жюри присужден по группе “портрет”
УЛИТИНУ В. И.
За его работу:
“Портрет К. А. К.”,
представленную на Конкурсную Выставку Р.Ф.О. в январе 1924 г.
Председатель Р.Ф.О. Б. Подлузский
Предс. Ком. Выст. А. Иванов-Терентьев
Секретарь Р.Ф.О. Н. Петров
-оОо-
Русское фотографическое общество в Москве
ДИПЛОМ
Улитину В. И. (Москва)
Участвовавшему на Фотографической Выставке Р.Ф.О. – 1924 г. в Москве следующими работами:
1.-2. Портреты.
3. Этюд.
4. Листья опадают.
5. У пруда.
6. Утро в лесу.
Признанными Экспертной Комиссией достойными включения в Художественный отдел Выставки
Председатель Р.Ф.О. Б. Подлузский
Предс. Ком. Выставки А. Иванов-Терентьев
Секретарь Р.Ф.О. Н. Петров
-оОо-
Памятный лист [56?38,5 см]:
ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК
ОТБОРОЧНОЙ на память
КОМИССИИ о выставке
члену комиссии
ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ УЛИТИНУ
Председатель Г. Болтянский
Члены жюри Живаго
Ххх (нерзб)
Секретарь ххх (нерзб)
Москва, март?апрель 1928 г.
-оОо-
ГУКФ при СНК СССР
Всесоюзный литературно-иллюстрационный фото-издательский трест
СОЮЗФОТО
Москва-12, ул 25 Октября, 4
№06/29 Москва, 29 марта 1936 г.
Тов. УЛИТИНУ В. И.
Предполагая поручить Вам проведение в первомайские дни трехцветной съемки по гор. Москве, просим зайти в самые ближайшие дни в П. Т. С. треста для переговоров.
Одновременно в порядке согласования нами послано по данному вопросу отношение в Н.И.И.О. М. П.И. за №06/28 от ...........
Зам. Управл. Трестом /подпись/
Нач. П. Т. С. /подпись/
-оОо-
ХАРАКТЕРИСТИКА
Кандидата технических наук УЛИТИНА В. И.
В. И. УЛИТИН работал в Московском Полиграфическом Институте с 1931 г. по 1941 г. без перерыва; сначала тов. УЛИТИН был приглашен в Институт в качестве ассистента, затем (в 1934 г.) получил ученое звание доцента, с 1937 г. ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
За время пребывания тов. УЛИТИНА в Московском Полиграфическом Институте он проявил себя, как квалифицированный педагог и любящий свое дело специалист.
Тов. УЛИТИН параллельно с педагогической деятельностью выполнял ряд научно-исследовательских работ в области цветной фотографии.
По линии общественной тов. УЛИТИН постоянно работал в студенческих фото-кружках и был инициатором неоднократно организовывавшихся курсов по прикладной фотографии.
За все время работ тов. УЛИТИН никаким взысканиям не подвергался, несколько раз премировался.
Ректор Московского
Полиграфического Института............................./Дыгеря А. Н./
[Гербовая печать МПИ]
-оОо-
ОГИЗ – РСФСР
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
17 октября 194 1 г.
№ 9
Москва, Центр, ул. Кирова, 21
Телефон К 0-35-63
К 4-10-97
СПРАВКА
Выдана тов. Улитин В. И. В том, что он действительно является доц[ентом], кандидат тех. наукПолиграфического Института, работал с 2/ VIII 1931 г. по 17/Х-41 г. в [должности] преподавателя сухой фотогра[фии].
Институт является индустриальным ВТУЗ[ом]
Выдана для представления по….???
Управделами Романова
[Гербовая печать «ОГИЗ Полиграфический институт»]
-оОо-
ВСЕСОЮЗНЫЙ СОЮЗ РАБОЧИХ МЕТАЛЛИСТОВ
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ
25 июня 1930 г.
№ 424769
Адрес:
Москва, Ново-
Кузнецкая ул., 27
О чем:
СПРАВКА
Дана тов. УЛИТИНУ, преподавателю по позитивному процессу на фотокурсах Мособлместкома ВСРМ в том, что им была безвозмездно предоставлена своя лаборатория фотокурсам Союза для проведения указанного выше предмета.
Подпись, Гербовая печать.
-оОо-
Н. К. П.
Московский Государственный
УНИВЕРСИТЕТ
Лаборатория
Научный институт
Зоологии
СЕКТОР ПРОБЛЕМАТИКИ
ЗООГЕОГРАФ. и ЭКОЛОГИИ
5 июля 1935 г.
№65
Удостоверение.
Настоящим удостоверяется, что тов. Василию Ивановичу Улитину лабораторией экологии Института Зоологии Московского Государственного Университета поручается ведение наблюдений и сбор материала по биологии лососевых бассейна Белого моря. Просьба ко всем учреждениям и лицам оказывать тов. Улитину всяческое содействие в выполнении указанной работы в особенности представлением возможности промеров рыб и взятия образцов чешуи.
Заведующий лабораторией / проф.В. В. Алпатов/
-оОо-
Многоуважаемый
Василий Иванович!
В течение многих лет Вы являлись энергичным и преданным проводником культуры и знаний среди членов В.О.Ф. отдавая им не только свой опыт и [неразб.] но своим неустанным примером творческих исканий новых путей в фотографическом искусстве Вы воодушевляли всех членов В.О.Ф. к работе над собой и настойчиво будили в них тягу к саморазвитию.
Как настоящий активист-общественник, Вы своей инициативой положили твёрдое начало организации при В.О.Ф. периодических курсов по повышению квалификации фотографов и по подготовке их для продвижения фото-культуры через фото-кружки в широкие массы.
Председатель
Секретарь
Круглая печать Всероссийского общества фотографов.
-оОо-
INTERPRESSFOTO-77
60 лет Великой Октябрьской Cоциалистической Революции
ДИПЛОМ
присуждается
Василию Улитину
за участие в выставке
Председатель Организационного комитета В. Афанасьев.
-оОо-
Черновик (сохранены орфография и пунктуация автора). Автобиография. №1
Улитин Василий Иванович.
Родился в 1888 г. в г. Серпухове в семье книжного и газетного торговца Ив. Ив. Улитина. В 1905 г. окончил в Москве коммерческое учиилище, в 1907 г. химико техническое училище в Костроме по специальности колориста и в 1909 году окончил Институт графических искусств в Австро-Венгрии Praga-Smichow. – W. Neibert и в 1909 году поступил в цинкографию И. Д. Сытина в Москве (ныне 1-я образцовая). В 1911 году перешёл в фотографию К. А. Фишера где приобрёл специальность фотографа портретиста, препаратора фототипии и овладел процессами – пигментным, гумми и др. процессами на солях хрома.
В 1915 году в компании с М. А. Сахаровым и П. В. Орловым открыли фотографию в Москве – Каляевская 42 – под фирмой Модерн.
После революции с 1919 г был фотографом высшей авто-бронетанковой школы, с – 1921 г на заводе №8 С.В.П с 1922 г. начал работать, как самостоятельный фотохудожник т. к мои компаньоны открыли в Кузнецком переулке первую Фото-артель под фир М. Сахаров и П. Орлов.
Художественное воспитание В. И. Улитин получил у художника В. С. Ващенко еще на школьной скамье в тот же период начал заниматься фотографией. Впоследствии изучал изучать (sic) рисунок, живопись и графику. композицию в студии худ. Н. М. Григорьева и Н. С. Бом-Григорьевой.
В период своей деятельности в качестве фотохудожника принимал участие больше чем на 50 Советских и иностранных выставках был неоднократно награжден медалями, дипломами и похвальными отзывами.
В. И. Улитин – один из первых организаторов и руководителей фотокружков в Москве.
С 1924 по 1930 гг. он руководил фотокружком МУНИ, который был им поднят до высокого художественно-технического уровня. Кроме того он преподавал в профессиональных фотокружках химиков, металлистов, совторгслужащих и др. бесплатно представляя для занятий свою хорошо оборудованную лабраторию и съемочный павильон.
В 1931 г организовал первую фотошколу при Москредпромсоюзе, передав фотостудию и фотооборудование.
Ряд лет В. И. Улитин активно работал в Русском фот. о-ве, Всероссийском о-ве фотографов состоя членом правления обоих обществ, одним из организаторов /1926 г и членом редколлегии журнала “Фотограф”.
Состоял много лет председателем Культкомиссии и все время работал над повышением художественного и тех. уровня членов О-ва, неоднократно организовывал и проводил курсы при В.ОФ для московских и иногородних членов о-ва.
В течении многих лет являлись энергичным преданным проводником культуры и знаний среди членов ВОФ отдавая им не только свои опыт и познания, но своим неустанным примером творческих исканий и новых путей в фотографическом искусстве, Вы воодушевляли всех членов ВОФ к работе над собой и настойчиво будили в них тягу к самообразованию.
Как настоящий активист-общественник Вы своей инициативой положили твердое начало организации при ВОФ периодических курсов по повышению квалификации фотографов и по подготовке их для продвижения фотокультуры через фотокружки в широкие массы.
В 1931 г приглашен преподавателем фотографии в Московский Полиграфич. Институт, вначале на должность ассистента, в 1936 г Высшей Аттестационной Комиссией Н. К. Легпрома СССР было присвоено звание доцента при кафедре фотомеханики, а в 1938 утверждена ученая степень кандидата наук
Работая по подготовке инженеров полиграфии В. И. Улитин постоянно был занят научной и исследовательской работой по различным вопросам фотографии, по заказам НИП, М.П.И. и МИГАИК. Всего около 30 работ, большинство из них гл. образом по цветоделительным2 процессам и цветной фотографии1 “Броматипия” и “Бромохроматипия” – малотиражная цветная фотография – гибрид фототипии и бромомасленых процессов опублик в журнале Полиграфич. промышлен. за 1939 г.
Разработан и опубликован способ “Резинотипия – жур. Фотограф 1927 г. Краски для “Резинотипии” впервые опубликованы в книге П. В. Клепикова – «Процессы на солях хрома» 1938 г.
Помимо прямой и постоянной работы – при М.П.И. В. И. устраивает периодические курсы художественной и прикладной фотографии с публичной выставкой работ выпускников.
Одновременно проводит занятия по линии Культполитпросвета дома Наркомснаба РСФСР. на должности преподавателя фотоколлектива клуба.
Косультирует в Научно техническом Институте ВОТи от НИС в области цветной фотографии.
*) Работает консультантом по вопросам цвет. фотографии Ц.И.С.П.
С 1939-1941 г. работал Государ. И-туте Эксперем. медицины. Москва ул. Обуха
В 1935 г. Центральным Музеем Ленина была поручена срочная ответственная работа для открытия музея имени В. И Ленина
1936 г. в марте Союзфото предлагает поручить В. И. трехцветную съемку в первомайские дни в Москве.
В 1941 году 7 июня доцентом В. И. Улитиным была прочтена публичная лекция при М.П.И / ул. Кирова 23 / на тему “цветная фотография сегодня” на предмет широкой агитации цветной фотографии, т. к. с осени 41 г предполагалось открыть курсы практической цветной фотографии и устроить отчетную первую выставку цветных работ курсантов.
В 1942 году В. И. Улитин собирался защищать диссертацию на соискание звания доктора.
Но увы … 22 июня 1941 года произошла Великая мировая трагедия, которая нарушила все планы и выбила В. И. Улитина из научных работников
Враги народа, уничтожая ценых и полезных работников, во время культа личности, в ночь с 7 на 8 июня 1942 г. арестовали В. И. Улитина инкриминируя ему 58 ст. пар 10. Причиной к аресту послужили три работы выполненые им оборонного значения, при Геодезическом И те Гороховый 4.
Но не смотря на всевозможые ухищрения следователя / расследование велось около года в Москве Бутыр. тюрьме / для предания В. И. Военному Трибуналу обвинительного материала не оказалось и В.И был осужден заочно Особым совещанием на 10 лет в Централь. Сиб. Лагеря.
Всего Улитин В. И пробыл в тяжком заключении 1 г и 3 мес. потом освобожден по пересмотру его дела Кемеровск. судом, без права жительства в Москве и др. режимных городах и направлен в г. Балахну где и проживал с октября 1943 года.
Больной и истощенный голодом, прибыл он в Балахну. Работы по специальности найти не было ни какой возможности т. к даже преподавателем в среднюю школу не брали, а направляли 58 летнего больного пилагрой и цингой на торфопредприятия. От такого направления он естественно отказался и принужден был жить главным образом, на деньги присылаемые женой от ликвидации ценной библиотеки в Москве и фотооборудования. Приходилось довольствоваться, вначале [далее рукопись обрывается].
Организация фотографического кадра. Машинопись, 261 с. + 6 с. рукописного резюме. На обложке дата: 25/I-78 г. [?]
& Raymond S?lig. L’Exposition de Basile Oulitin au Salon International de Photographie / Revue deVrai et du Beau, №78, 25 f?vrier 1926, p. 1, 17; Andre Pascal-L?vis. Au Salon Internationale de la Photographie ? Paris / Les Artistes d’aujourd’hui, № du 1 mars 1926, p. 18.