Лев Шерстенников об Александре и Вере Джус
«Очень люблю это небо и эту землю...»
Никто не додумался сделать с вертолета снимок круговой панорамы всей Москвы, а он сделал. Потратил километры пленки, сжег массу энергии, но сделал! Все снимали храм Христа Спасителя, но только Джус заснял каждый фрагмент храма, каждую стадию строительства, стал своим на гигантской стройплощадке в центре Москвы. Нормального фотографа от обычного ремесленника отличить легко: он знает об объекте съемки столько, сколько не знает ни один эксперт. Знает, но молчит. Потому что молчание для фоторепортера, как и для разведчика, порою – золото!
Придет время, когда мы вместе с вами ахнем: «Какая же красивая, какая чистая и светлая у нас Родина!»
И увидим это благодаря любви Джуса!
«Создания любят внимательных», - уверяла поэт, художник Елена Гуро. Александр Джус – пусть и с высоты птичьего полета – но внимательно, кадр за кадром обследовал небо и землю России, и далеко за ее пределами. Но не только. Его волнуют и интересуют красота храмов, естественность животных, непосредственность детей, колоритная старость. Недаром он делит людей на хороших – и всех остальных. Причем хорошие – по мнению Джуса – это те, кто любит фотографироваться. Он снимал Храм Христа Спасителя – каждый его фрагмент, каждый этап стройки, он стал своим для сотен строителей. Он снимал Туркмению, Китай – так, что зрители готовы ехать туда сразу после выставки. Он работал на съемочных площадках в нескольких фильмах, фиксируя то, что не появится на экранах. Свой жизненный и творческий девиз Александр Джус формулирует так (не отрицая, что позаимствовал его у фирмы «Кодак», которая позаимствовала у Леонардо да Винчи ): «Тот, кто идет вослед, никогда не будет первым». Джус не идет, он – летит. Главная «фишка» фотографа - как уверяют его коллеги – аэрофотосъемка. Со своей женой Верой (а Александр увлек фотографией и ее) они – чуть ли не единственные – снимали Москву с вертолета и самолета. Их камера фиксировала самое заметное – высотные дома, проспекты, спортивные комплексы, Москву-реку. Не меньше урбанистических просторов мегаполиса Александра Джуса влекли места, куда и долететь-то не так просто. Он умеет увидеть и остановить в кадре прекрасное мгновение жизни морей, островов, гор. Цветные фотографии мастеров – это как современный ответ на призыв основателя органического движения в искусстве, Михаила Матюшина «в реальности увидеть величие, глубину и красоту форм единого порядка, пронизывающего всю Природу», восстановить утраченную гармонию между человеком и природой и достичь так желаемого их синтеза. И в этом смысле работы Александра и Веры Джус вполне соответствуют концепции Музея Органической Культуры. Ведь общим знаменателем для столь разных по найденным ими пластическим решениям художников является вопрос восприятия - восприятия мира как органического целого, мира без хаоса. Того красивого мира России (и не только) – почти идеального, но в то же время реального - который и запечатлен на фотографиях Александра и Веры Джус.