Светлана Пожарская - мастер искренней фотографии

СВЕТЛАНА ПОЖАРСКАЯ - МАСТЕР ИСКРЕННЕЙ ФОТОГРАФИИ

Светлану Пожарскую всегда тянуло к искусству, причем к искусству не масштабному и официозному, а своему собственному, личному, искреннему. Еще ребенком она буквально влюбилась в фотографию, и вот уже полвека эта любовь ее не оставляет. А сама Светлана за это время превратилась в одного из лучших фотографов России и Заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Пожарская родилась в 1951 году. Советская эпоха была, пожалуй, не лучшим временем для становления собственного фотографического стиля контроль, давление и многочисленные требования могли убить на корню все желание развиваться. Но только не у Светланы.

Вот как сама она пишет о своей работе: «Больше всего ценю в фотографиях недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному.

Тогда фотография из остановленного во времени отпечатка жизни переходит в другую реальность, как бы оживает вновь в чувственном и духовном восприятии зрителя».

Более 25 лет Светлана проработала ведущим специалистом отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества.

Несмотря на уныло-казенное название, это было весьма творческое место, где Светлане удалось не только создать немало прекрасных фотографий, но и стать настоящим профессионалом, мастером своего дела.

За годы творчества она издала более ста книг и статей, провела 19 персональных выставок, стала ответственным секретарем Союза фотохудожников России и куратором в нем детской и молодежной фотографии.

Но сама она характеризует настоящего фотохудожника вовсе не по формальным достижениям: «Мне кажется, что фотохудожника отличает не столько виртуозное владение техническими премудростями фотографии, то есть умение чувствовать и ставить свет, создавать оригинальные фотокомпозиции, с помощью различных химических и компьютерных манипуляций доводить любой снимок до художественного совершенства (все это, скорее, отличительные черты ремесленника), сколько способность на высоком техническом уровне выражать фотографическим языком те мысли и чувства, которые находят понимание и духовный отклик в других людях. Когда фотография становится своего рода камертоном между автором и зрителем. И неважно в данном случае, сколько фотошедевров сделал мастер, один или несколько дюжин».

Фотографии Светланы разнообразны: портреты, натюрморты, пейзажи и многое другое. Но все эти снимки объединяет, прежде всего, искренность автора. Даже когда Светлана делала «фотообманки» (объединение фотографии и реальных предметов), в них не было фальши, а только лукавая игра.

И эта искренность подкупает. Сюжеты при этом могут быть простыми или сложными это совершенно неважно. Возможно, все дело в том, что Светлана не только всю жизнь не расстается с камерой, но и пишет стихи? Не менее искренние и лиричные, чем ее фотографии.

«Сегодня каждый кадр требует от меня большой внутренней подготовки. Лишь когда «замкнет» треугольник «чувство мысль реальность», я нажимаю на спуск фотокамеры. Этот момент и есть мгновение истины, которое я пытаюсь поймать и остановить».

Текст: Любовь Бросалина

http://www.rosphoto.com