О фотографе Я.И.Рюмкине

В далёком 1913 году в городе Харькове родился один из «фотографов Великой Отечественной Войны» Яков Израилевич Рюмкин и пусть он к нашему городу имел посредственное отношение, но всё-таки именно его фотоаппарату принадлежит несколько фотографий нашего города 50-х годов, опубликованных в разное время в журнале «Огонёк».

Но сначала я хочу ознакомить Вас с некоторыми фактами из его биографии.
Рюмкин Яков Израилевич (1913-1986)
Яков родился в Харькове (хотя я видел один источник, где написано в Черкассах), на Украине. В 20-е годы прошлого уже века Яша Рюмкин чистил ботинки в подъезде редакции харьковской газеты. И довольно быстро редакционный народ проникся симпатией к шустрому парнишке и в пятнадцатилетнем возрасте он стал курьером этой газеты, а уже потом учеником фоторепортера газеты «Вечернее радио»

В этой должности он проработал недолго, но за это время научился быстро бегать, находить кого надо и в указанный срок выполнять порученное ему редакцией задание. Это ему очень пригодится, когда он, закончив рабочий факультет Харьковского университета, станет фотокорреспондентом центральной республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

В то время Харьков был столицей Украины, и Рюмкин перезнакомился со всем республиканским начальством, что также ему пригодится, особенно во времена Хрущева, когда тот станет самым главным начальником во всем Советском Союзе. Но к этому мы еще вернемся. Потом столица переместилась в Киев, и Рюмкин с газетой соответственно тоже. 

Когда грянула война, он уже был опытным газетчиком, и прошел ее от звонка до звонка фотокорреспондентом газеты "Правды", центральной газеты всей страны.

Об этом периоде его жизни хорошо сказал во вступительной статье к каталогу его персональной выставки писатель Борис Полевой:

"Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент "Правды" Яков Рюмкин, с которым мне доводилось встречаться на многих фронтах от Нижней Волги до Шпрее. В истории нашей журналистики сохранится уникальный, на мой взгляд, факт: фоторепортер, полетев снимать горящий Сталинград в редкий, тихий час Сталинградской обороны, сбил немецкий самолет. Этим фоторепортером был человек с многозначительной фамилией Рюмкин. Он полетел, заняв место стрелка-радиста, и когда их "ИЛ" атаковали "мессеры", отложил фотоаппарат в сторону и взялся за гашетки крупнокалиберного пулемета. Как утверждал он потом, он сделал это "в порядке самообороны" и даже "со страху". Возможно. С ним все возможно. Однако, свидетельствую, что в дни многих наступлений я видел Рюмкина в передовых наступающих частях, и его страсть доставить в редакцию уникальный снимок, не стесняясь ни в трудах, ни в средствах, была тоже общеизвестна». 

Вот что говорит о Якове Рюмкине Кривоносов Юрий Михайлович:

Познакомился я с ним в самом начале пятидесятых годов во время нашей совместной работы в журнале "Огонёк". Тогда я там был еще фотолаборантом-печатником, но уже начал публиковаться в журнале, и общение с таким опытным репортером, как Рюмкин, было для меня очень хорошей школой. Словом, я был уже вроде бы как его коллега, но в то же время еще подмастерье. Однажды – это было уже после 53-го года, при Хрущеве, – Рюмкин пропал. Никто не знал, куда он подевался и что делает. А когда вернулся в редакцию, никому ничего не рассказывал и ходил с непроницаемым лицом. Через день отозвал меня в коридор и сказал: "Слушайте, Юра, – (он всех звал на ты, а меня почему-то на вы), – мне нужна ваша помощь, но работать придется в выходной". Помнится, что суббота тогда была рабочим днем, и мы пришли в лабораторию в воскресенье, когда никого не было. И тут тайна открылась: он вернулся из Арктики, с дрейфующей станции "Северный полюс", которая тогда была ну совершенно засекречена. Он отснял множество пленок, и мы целый день печатали "контрольки", – это такие снимки для последующего отбора размером 9х12, – их было несколько сотен. Когда отбор был сделан, он вручил мне негативы и сказал: "Печатайте в указанные размеры, учтите, что показывать придется в высоких инстанциях, так что карточки должны быть эпес-нечто и каждая в отдельности".

Из северных снимков потом сложилась большая книга-фотоальбом под названием "Северный Полюс", макет которой печатал тоже я, и которая хранится у меня с его дарственной - благодарственной надписью. Когда началась целинная эпопея, Рюмкин поехал туда с первым эшелоном и привез отличный репортаж, все снимки были очень живые и динамичные. "Вот что значит снимать, не организовывая, по ходу события!" – заметил я, когда мы печатали эти кадры, на что он, усмехнувшись ответил: "Юра, не будьте наивным – в этом репортаже всё организовано, неорганизованно они только водку пили". 

Яков Рюмкин исколесил Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Польшу, фотографировал оборону Сталинграда и взятие Берлина и оставил после себя необыкновенно проникновенные, живые фотографии. Его называли самым оперативным нашим фотокорреспондентом. Фотографировал разные события, свидетелем которых он был, снимал замечательных современников, особое место в его фотодневнике занимают люди искусства, полярники, моряки, сталевары… И, конечно, дети – большая слабость фотографа Якова Рюмкина, которая человеку, прошедшему войну, простительна, ведь это одна из тех слабостей, в которой наша сила и наше будущее.

Как солдат он прошел дорогами войны с первого до последнего дня, побывал почти на всех фронтах, как солдат был ранен и контужен, как солдат был награжден орденом Отечественной войны и Красной звезды. Ему редко приходилось брать в руки ружье, его оружием был фотоаппарат, но однажды под Сталинградом, когда штурмовик, на котором он находился вместо стрелка (вел съемку), атаковал вражеский истребитель, не подвели его профессиональный точный глаз и выдержка. Сбил Яков Рюмкин вражеский «мессер». Правда потом долго сокрушался, что не смог одновременно вести бой и снимать – упустил долгожданный кадр! У него немало снимков, сделанных в сражениях в атаке, в ближнем бою, среди разбитых цехов заводов Сталинграда.

Фотоколлекция репортера Якова Рюмкина – это не просто «летопись времен минувших». В ней отражается то, что мы пережили и то, чего мы достигли. А сегодня еще и многое, что потеряли. Найти в бесчисленном количестве разнообразных явлений самое главное, самое характерное и значительное – это и есть подлинное мастерство.

Умер Яков Рюмкин в Москве в 1986 году.