Александр Китаев. Интервью МОК

Начальное фотографическое образование получил в фотоклубе «ВДК» и на курсах фотокорреспондентов Дома журналистов. С 1978 по 1998 гг. работал фотографом на судостроительном предприятии. Член Союза Фотохудожников России (1992). Член Союза Художников России (1994). С 1999 – свободный художник. С 1975 года ведет активную творческую выставочную деятельность, Автор более семидесяти персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии и участник более 140 групповых выставок. С 1996 по 2007 гг. в качестве куратора осуществил 17 выставочных проектов. Стипендиат мэрии Парижа (2006). Автор ряда альбомов, книг и текстов по истории и теории фотографии.

Среди петербургских фотографов имя Александра Китаева занимает особое место.

Китаев тяготеет к классической, постановочной фотографии с выверенной композицией кадра, с богато проработанной светотенью с тончайшими нюансами серого и черного.

Работая в плотном семиотическом поле Санкт-Петербурга, Китаев обращается к идеальному слою, воплощающему Город: мифу памятников, мистической атмосфере, к его все окрашивающей цветовой гамме. В этом смысле взгляд фотографа топологичен – это соотнесение взгляда с мыслью, с эстетическим опытом художника.

Фотографии Китаева вызывающе неуловимы. В них есть то, что Барт назвал «пунктумом» - задевающая нас деталь, не вписывающаяся в принятую систему кодификации. Но узнавание деталей и разоблачение игры не лишает необычности предложенного предложенного мастера взгляда.Китаев прежде всего художник.

Он работает не только с техникой, но и с состоянием - своим и своего материала, полагая, что профессионал не только видит, но «организует детали», творит образ: «Редко печатаю сразу, необходима пауза, чтобы руками восстановить утраченную тактильную и звуковую информацию».

Снимок его приобретает объем конечной формы тогда, когда он останавливается, перебрав десятки других вариантов и вариаций. Его фотографии не вызывают сомнения: работы мастера, осязаемо вобравшие опыт и время выделки окончательного варианта.

Как картина, которая вбирает в свою глубину жизнь и внимание художника.

© из интервью ИМА МОК