Родился в подмосковном городе Серпухове. Увлечение живописью и фотографией приводит Улитина в ученики сначала к серпуховскому художнику В.И. Ващенко, а затем – в студию художника Н. Григорьева, где Василий Иванович изучает основы композиции, занимается рисунком и живописью.
После окончания школы начинается московский период жизни будущего фотографа. Улитин заканчивает коммерческое и химико-технологическое училища. С 1909 по1911 годы работает в цинкографии И. Д. Сытина, а в 1911 году поступает в фотографию К.
Фишера, где приобретает специальность фотографа-портретиста и овладевает сложными способами фотопечати: бромойлем, пигментом, гуммиарабиком и др. Вскоре Улитин начинает самостоятельную деятельность. Становится одним из учредителей Первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов наряду с такими известными мастерами, как М.И. Грибов, М.П. Павлов, Н.И. Свищев-Паола, Г.Г. Трунов.
С 1917 года – член Союза фотографов (с 31 марта 1927 – Всероссийское общество фотографов), где ведет обширную культурно-просветительскую деятельность. С 1918 – педагог Петроградского фотоинститута.
В первые годы советской власти был фотографом Высшей автоброневой школы. В 1923 году на Всероссийской выставке художественной промышленности в Москве работы Улитина были представлены вместе с творчеством уже известных Ю. Еремина, А. Гринберга, Л. Шокина, П. Клепикова.
С 1922 по 1930 год Улитин активно участвовал в крупнейших международных фотовыставках, был неоднократно награжден медалями и дипломами в Париже, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Торонто, Токио, Боготе, Риме.
В.И. Улитин – один из основателей, член редколлегии и активный автор открытого в 1926 году журнала «Фотограф». В 1927 проводит выставку работ «Север – Мурманск».
Один из первых организаторов и руководителей многих рабочих фотокружков в Москве, в 1928–1930 годах он преподавал основы мастерства в профсоюзных фотокружках химиков, металлистов, работников торговли.
В 1931 году организовал первую фотошколу по типу фабзавуча (фабрично-заводское ученичество) при Моспромсоюзе. Тогда же был приглашён преподавателем фотографии в Московский полиграфический институт.
В 30-е годы Василий Улитин целиком посвятил себя педагогической и исследовательской деятельности. В Полиграфическом институте разработал технологию трёхцветной позитивной печати – бромохромотипии, других сложных способов обработки отпечатков. Экспериментировал в области съёмочной техники, использования новых оптических систем, читал курсы «Цинкография» и «Основы фотокомпозиции». В 1934 году ему было присвоено звание доцента.
В 1935 проводилась известная выставка, в которой принимали участие Сергей Кузьмич Иванов-Аллилуев (1891–1979), Юрий Петрович Еремин (1881–1948), Александр Данилович Гринберг (1885–1979), Николай Платонович Андреев (1882–1947), Василий Иванович Улитин. Работы художников были отмечены грамотами. Однако в журнале «Советское фото» началась критика «любования остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы» и «изображения никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни». Начались аресты.
В 1937 году В.И. Улитин был репрессирован, в 1942 – обвинён в «клевете на советскую власть». Результатом этого политического процесса стали 10 лет лагерей, заменённые впоследствии на 15 лет ссылки (Балахна Горьковской области) без права жительства в режимных городах.
В Москву художник возвратился в 1950-х годах. В 1961 вместе с А.В. Хлебниковым и Г.Н. Сошальским участвовал в создании фотоклуба «Новатор».
В историю советской художественной фотографии В.И. Улитин вошёл как замечательный мастер психологического портрета и лирического пейзажа. Его творчество ждет исследования.
Умер Василий Иванович 6 января 1978 года, не дожив до 90-летия всего несколько дней.
Работы Василия Ивановича Улитина представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Страница находится в процессе наполнения.