Воспоминания об Анатолии Гаранине

Из воспоминаний Алексея Гаранина, старшего сына фотографа:

«Дайте мне свет хотя бы одной спички, и я сделаю любой снимок»

Анатолий Гаранин

«Если не ошибаюсь, у нас сейчас 5 тысяч фоторепортеров-профессионалов и 20 миллионов фотолюбителей. На меня эти цифры производят двоякое впечатление. С одной стороны, радует, что все более возрастает интерес к фотографии. С другой возникает опасность утратить в потоке фотопродукции те драгоценные творческие достоинства, которые делают фотографию искусством»

Анатолий Гаранин, 1974

«Если в начале своего существования фотография подражала живописи, то потом она обнаружила в себе свою главную силу документальность. Однако эта же сила способна разрушить фотографию, если заниматься только фиксацией факта.

Превратить фотографию в свое второе зрение вместо того, чтобы самому превратиться в принадлежность фотоаппарата такова цель человека, занимающегося фотографией как искусством, а не как ремеслом, таков смысл различия между фотографией подлинной и фотографией документальной»

Анатолий Гаранин 1974, 1976

«Увлекаюсь музыкой. Считаю свою коллекцию пластинок старинной музыки IX-XVIII веков „очень солидной“. Люблю французскую живопись импрессионистов и постимпрессионистов. Мои избранные русские художники Коровин, Серов, Врубель, Рерих, Малявин. Считаю себя театралом.»

Анатолий Гаранин, 1974

«Так называемые „шумы“ в кадре (смазка, искажение планов, движение и контрдвижение и т.д.) тоже призваны усилить эмоциональное воздействие фотоснимка. Казалось бы, эти приемы несовместимы с традиционными канонами классической фотографии. Но разве именно в парадоксальности не скрывается определенная действенность каждого вида искусства? Большую роль играет и лаборатория. По-моему, она составляет процентов 40-50 успеха».

Анатолий Гаранин, 1974

Сейчас нельзя без улыбки вспоминать о том, как художественные редакторы 30-х годов единодушно отвергали снимки Гаранина, на которых применялась «смазка» изображения для фиксирования балетного танца. То, что тогда представлялось недопустимой вольностью, сегодня стало хрестоматийным средством современной фотографии. Если в прошлом могли только мечтать о резкости, сейчас приходится с ней бороться, чтобы добиться передачи выражения, жеста, движения, на которые фотограф хочет обратить внимание зрителя. «Цель подлинной фотографии не остановить время, а продлить мгновение, в результате чего снимок, являющийся подлинным произведением фотоискусства, как бы становится звучащим мгновением»

Анатолий Гаранин, 1976

«Я привык исходить из того, что читатель не глупее меня. Я не должен забывать ни на минуту о его высоком вкусе. Опубликованная фотография, кроме информации, должна воспитывать в читателе чувство прекрасного. Нельзя обманывать доверие читателя, которое он испытывает к прессе. Век телевидения приучил людей к наблюдательности, он развил их зрительную память. Поэтому всякая искусственность, которую несет в себе снимок, скроенный при помощи ножниц, бросается в глаза. С точки зрения этики кроить один снимок из нескольких так же дурно, как „устраивать“ один снимок в несколько редакций. Я за оригинальность, причем не только в творчестве, но и по отношению к использованию его результатов»

Анатолий Гаранин, 1974

«Стараюсь снимать не только то, что вижу, но и то, что думаю»

Анатолий Гаранин, 1976