Анна Буйвид о Марлене Матусе

СТРАНИЦЫ СТАРОГО АЛЬБОМА

1951-1958

Марлен Матус – культовая фигура для днепропетровской арт сцены. Безусловный культуртрегер, творческая и педагогическая деятельность которого стала эпицентром сложносочиненного культурного феномена и повлияла на формирование локальной художественной среды. Благодаря энергии Марлена Матуса сложился определенный слой местной культурной жизни из которого сформировалась и днепропетровская школа фотографии, и вышел целый ряд авторов, работающих с иными формами искусства.

«Страницы старого альбома» – самая известная серия Марлена Матуса. Фактически – это фотодневник 1950-х годов, однако невероятная сила этих работ обусловлена, как ни странно, именно юным возрастом автора. Самое начало серии – всплеск первого таланта в чистом виде, не обремененного излишними смысловыми нагрузками, и завораживает безгранично. Композиционное построение, неожиданные детали и самое главное – эмоции героев серии, практически нереальны. Не следует забывать, что во времена культа личности реакция на человека с камерой была более, чем настороженной. Другое дело – почти ребенок, 11-летний мальчик, развлекающийся с фотоаппаратом «Любитель».

«Страницы старого альбома» гипнотизируют именно своей несовершенной документальностью, хрупкостью фиксируемой реальности, и уникальной способностью передать жизнь того времени без болезненных осложнений формального позирования в стиле советских передовиц.

Марлен Матус вернулся к старым негативам только спустя 30 лет, будучи уже сложившимся фотографом. Но при отборе работ ему удалось сохранить ощущение живой хроники с открытыми детскими эмоциями. Предвосхитив моду на ретро, начавшуюся только в конце 80-х, Матус впервые показал серию в Каунасе в 1984 году. Уникальность  авторского жеста также в том, что автор использовал свои собственные негативы, а не найденный архив или стилизованные фотографии, как большинство фотографов ранних 90-х.

Творческий метод Марлена Матуса аргументирует уникальность фотографии, как единственного действительно объективного вида искусства. В противовес живописной или графической истории, в которой художник либо осознано подчёркивает наличие дополнительного смысла, либо буквально отбрасывает возможные аллюзии, фотографическая история у Матуса подразумевает романтизацию документальности. Авторская вовлеченность и альтернативная формальной точка зрения очаровывают зрителя, превращая его из смотрящего в наблюдателя.

Для Марлена Матуса фотография – это инструмент для формулировки авторского видения, его в большей степени волнует расширение внутренних границ самого искусства. Для настоящего художника любая творческая деятельность, в частности фотография – форма акта созидания. И чем более универсальным языком говорит со зрителем искусство, тем больше эмоциональный отзыв.

Анна Буйвид