Василий Иванович Улитин о фотохудожнике Николае Платоновиче Андрееве
Из воспоминаний Василия Ивановича Улитина
«Николай Платонович Андреев – художник, скорее пейзажист, чем жанрист. Художник-самоучка, но с большим природным наследственным талантом, так как его дед был итальянским художником у барина-помещика, а бабушка была крепостная этого помещика. Н. П. Андреев прекрасно владел рисунком и неплохо делал этюды маслом.
Учился он рисунку и живописи у художника В. С. Ващенко, преподавателя Серпуховской гимназии и мечтал поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но по общеобразовательным предметам провалился.
Спустя некоторое время, совместно со своим учителем В. С. Ващенко открыли в городе Серпухове фотографию. Потом Н. П. Андреев стал самостоятельным хозяином фотографии.
Любовь к пейзажу постоянно увлекала Андреева и уже в 1907 году на фотовыставке[1] в Москве он получил диплом за стереоскопические раскрашенные диапозитивы.
И так постепенно из художника Николай Платонович Андреев делается фотографом-художником, имя которого становится хорошо известным по фотовыставкам у нас и за границей...
По своему творчеству, как художник-фотограф, я подчёркиваю, художник-фотограф, а не фотограф-художник, он творил от начала до конца. Негатив для него был только канвой, а остальное он делал от руки, внося своё творчество, как на негативе, так и на позитиве, переделывая всё по своему замыслу.
Творчество начиналось у него с приготовления объектива. Он редко пользовался фабричными объективами, так как объективы для художественных снимков он делал сам...
Его вполне можно поставить рядом с художником-фотографом Карелиным из Нижнего-Новгорода.
Николай Платонович Андреев пытался перейти и на производственные темы, с его терпением и мужественной настойчивостью, он непременно овладел бы и этой тематической областью, тем более, что он работал в последнее время фотографом при «Ситценабивной фабрике» в Серпухове. Но его поразила тяжёлая гипертоническая болезнь, паралич, а потом и смерть».