Вадим Саханенко. «О метафизической фотографии»
Метафизическая фотография это попытка быть искусством, оставаясь при этом фотографией. Точнее, это создание произведений искусства исключительно фотографическим методом, это вызов противоречию между сущностью искусства и сущностью фотографии.
Сущность фотографии в её документальности. Документ, это информация о чём-то в определённом месте и времени. То, что изображено на снимке – так или иначе было, было где-то конкретно и когда-то конкретно. То есть, фотография по сути – это повторение, воспроизводство.
Сущность искусства в создании новой реальности, нового мира …
Как можно создавать новый мир в документальной форме?
Как решала противоречие между документальностью и творчеством фотография вообще? Было две крайности.
Первая крайность – отказ от творчества. Документальная фотография пыталась выявить и зафиксировать факт как таковой, выразить ярко и экспрессивно, но ничего в него не добавляя. Различного рода пейзажная, портретная и т.п. “естественная фотография” фиксировала красоту реальности, но лишь фиксировала её. Никакого нового мира, как и репортажная при этом не создавая.
Вторая крайность это искусственное создание новых объектов. В постановочной фотографии сначала создавалась картинка, планировался, монтировался, иногда по эскизам, образ на натуре, а потом фиксировался фотографически. В коллаже фотография просто поставляла объекты для дальнейшей работы. И там и там фотография выполняла роль служанки, её документальная сущность использовалась лишь для фиксации творческого акта, но акта, совершённого вне фотографического процесса. Также исчезала документальная сущность фотографии в таких изобразительных фотографических жанрах, как различные сложные техники печати типа литпроцесса и т.п.
Метафизическая фотография это фиксация реальности, это не постановка, не монтаж, не коллаж. Фотографируется то, что есть, ничего не добавляется, не убирается. То есть, это документ. Но при этом на выходе всегда появляется или должен появиться новый мир, новая реальность, не равная той, что была доступна подавляющему большинству присутствующих при съёмке. Метафизическая фотография делает доступной ту скрытую и недоступную при беглом взгляде реальность, помогает родиться этой реальности. Шнурки при ходьбе приняли причудливую форму усов, угол стены со спускающейся по ней водопроводной трубой принимает форму женской промежности, блик на афишном портрете становится третьим глазом и т.п.
Какими методами метафизическая фотография может давать возможность родиться новой реальности, новому миру?
Их несколько и они все фотографические.
Остановка текучего потока реальности.
Кадрирование бесконечного паттерна реальности, разрыв ненужных связей, селекция объектов.
Игра со светом, поиск ракурса, в котором возникают ложные объекты.
Экспозиция.
Иногда спрашивают, а разве не вся фотография метафизическая? Наверное нет. Ну, точнее, имеет смысл выделить то, что относится к метафизической. Это когда и реальность новая есть и документальность полностью сохранена. Если фотограф вмешивается в документальность (или так кажется зрителю) или фотография лишь воспроизводит привычное (или зритель ничего кроме привычного не может или не хочет видеть), то такая фотография для данного зрителя не может называться метафизической.
Материал из статьи Вадима Саханенко