Олег Полещук. О фотографии

«HE ЖДАТЬ ПРИЛЕТА ЖАР-ПТИЦЫ»

Когда мне стукнуло уже 28 лет, фотография стала для меня исключительно инструментом анализа, способом мышления, способом выражения своего мировоззрения, отношения своего к действительности. Я снимаю простых, обыкновенных людей, безымянных. В первую очередь меня интересуют они сами, а потом их имена. Могу, конечно, сфотографировать и знаменитых, но и их я снимаю как обыкновенных людей, раскрывая их человеческую сущность, а не иллюстрирую легенды. Чаще развенчиваю. Я сделал и издал в разных издательствах 5 книг и альбомов об Алтае, 4 по Карелии, 2 по Ленинградской области. Практически все эти десять лет я снимал деревенскую жизнь, жизнь сельских жителей, жизнь изначальную. Поскольку это были годы доперестроечные, застойные (а на религию, например, вообще запретные), почти всеми своими альбомами я оставался недоволен. Во-первых, редактура, которая, например, из сугубо географического альбома «Приладожье» умудрялась сделать скучную справочную книгу. О полиграфии отечественной говорить не приходится. Она и сейчас почти на прежнем уровне. Потом сроки издания. Ты сдал материал, ты уже занят новым альбомом, проходит год, другой, и наконец ты видишь плоды своего труда. Ты уже другой человек, материал устарел и морально, и исторически. В общем, сплошные разочарования. Но лично для меня все это компенсировалось черно-белой съемкой, которая не подчинялась никакой редактуре, выполнялась мной на уровне выставочных работ и выражала мое лицо, мои мысли и отношение к изображаемому. И мою любовь к этим людям. Искренне считаю своим фотографическим достижением съемку портретов ветеранов деревни Колежма на Белом море, в основном женщин. Я снимал их каждого по-разному, но в привычной для них среде... Подобная практика, ощущение свободного полета, уверенность во время съемки в себе, в то, что ты видишь необыкновенно фотографически точно и психологически достоверно совершенно необходимое условие успешной работы фотографа. Я не считаю, что во время съемки нужно беречь пленку, даже если это «Кодак». Но и не сторонник бесконечного щелканья, когда фотограф надеется потом из вороха дублей что-нибудь отобрать. Надо верить своему глазу. Снайпер, сделав выстрел, сразу видит, куда пошла пуля. Хороший фотограф подобен снайперу. В отличие от стрельбы по неподвижной мишени, где можно слать пулю за пулей в десятку, при репортаже шедевры («десятки») дублей не имеют. Лично я, почувствовав, что попал в «десятку», сразу прекращаю съемку. На съемку надо идти как на праздник свеженький, как огурчик, абсолютно трезвый.

Олег Полещук