Галина Санько. Из краткой биографии

В кинофильме «Дикий мед», поставленном по мотивам одноименного романа Леонида Первомайского, есть такой эпизод - женщина-фотокорреспондент пробирается на «ничью землю» - полосу между нашими и вражескими позициями - и фотографирует там по специальному заданию командования подбитый новейшей немецкий танк «тигр». А потом на пленке обнаруживается притаившийся у танка фашистский автоматчик, который в нее уже прицелился, - к счастью, в последний момент его успел сразить наш боец, сопровождавший ее в качестве телохранителя. Это - реальный эпизод из жизни фотокорреспондента Галины Санько.

Яков Гик, зам.ответственного секретаря журнала «Огонек» вспоминает:

«… впервые перед нами появилась Галина Санько. Ей , в ту пору молодой фотолаборантке, во что бы то ни стало захотелось попробовать свои силы в фоторепортаже.

- Так вот, - застенчиво просила она, - не согласилась бы редакция дать задание на съемку?

<…> И не раз в последующие годы заходила она в секретариат редакции и тихим голосом, сминая концы фраз, просилась в командировку на Камчатку, в Заполярье, в отдаленнейшие районы страны, а как только началась война, - на фронт военным корреспондентом. И как ошибся бы тот, кто за покровом этой женственно- мягкой манеры разговаривать не разгадал бы мужества фотожурналистки, готовой в любой момент отправиться на край света хотя бы за одним кадром, если кадр этот нужен журналу, газете.»

Начинала она войну санитаркой и шофером. Будучи военным корреспондентом, ей не раз приходилось, как только это оказывалось нужным, откладывать фотоаппарат и перевязывать раненых. После одного особенно горячего боя она сделала сто перевязок.

Дважды тяжело раненная, Галина Санько вновь и вновь возвращалась в строй.

1942 год:

«СПРАВКА . Дана тов. Санько Г.З. в том, что Санько, находясь во вверенном мне батальоне, который вел бой с немецкими оккупантами за высоту 214, 6, где тов. Санько проявляла героизм и отвагу. Тов. Санько, находясь в 50-8- метров от противника, производила фотосъемку, кроме этого, выносила с поля боя раненых и оказывала им помощь. Командир батальона 248 к.бр. капитан Ульянов».

Санько прошла всю войну, вплоть до Берлина и Японии, сняла свои знаменитые «Возвращение» и «Ушли фашисты»

Одним из самых впечатляющих символов войны стала фотография Галины Санько «Узники фашизма», на которой дети с недетскими лицами смотрят сквозь колючую проволоку. Снимок был запрещен в 40-е годы к публикации: «Почему у советских детей, освобожденных из концлагеря, нет радости на лицах? Где вера в победу? Где ненависть к оккупантам?» — гневно разносили Галину на редколлегии. Сохранился рассказ самой Галины Захаровны о полете в только что освобожденный Петрозаводск в 1944г, также описанный Львом Шерстенниковым. В самолете «У-2», на котором она вылетела, получив задание, заглох мотор и он упал под Тихвином, она и пилот остались живы: руки-ноги целы, перекошенная челюсть и полетевшие зубы не в счет. В ближайшей армейской части ее пересадили на другой «У-2» : «… под крыльями черный, разрушенный город. Летчик облюбовал площадку в самом центре Петрозаводска на площади Ленина. Зная, что город освобожден морским десантом, пошла к озеру. По дороге девушки-комсомолки рассказали мне о лагере, в котором были заключены маленькие дети. Я направилась туда и вскоре увидела за колючей проволокой бараки. Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне «тетя!» Ребята плакали, повторяли сквозь слезы «мама» Дети были не только из Карелии, но и из Ленинградской области. Сразу отправить их не могли, так как город был освобожден только со стороны озера, а кругом еще были фашисты…».

Снимок пролежал в архиве двадцать лет, пока в 60-х не стал одним из фотосимволов войны и в числе других был представлен на Нюрнбергском процессе, как фотосвидетельство преступлений фашизма.

А через 20 лет после окончания войны Галина Захаровна Санько снова была в Петрозаводске и теперь уже для того, чтобы сфотографировать бывшую узницу, ставшую матерью двоих детей и кандидатом биологических наук. На международной выставке «Интерпрессфото-66» фотографии «Узники фашизма» и «Двадцать лет спустя» получили Золотые медали. В 1968 году на выставке в Париже за серию петрозаводских снимков Санько получила гран-при.