Выставка «Солнцеворот». Галина Лукьянова

Выставка «Солнцеворот». Галина Лукьянова

Галина Николаевна Лукьянова (25.07.1943 - ☦ 02.02.2024)

«Каскад исторических эпох, дробивший поколение Галины Лукьяновой, вопреки известному китайскому проклятью («чтоб тебе жить в эпоху перемен»), для художника - подарок бесценный, но и смертельно опасный. Он дает возможность при жизни самому разглядеть свое лицо в пластах культуры, и обрекает либо утвердиться в своей свободе, либо раствориться из-за своей вторичности. Но если необходимость свободы от ... всех форм заказа, в том числе и собственного, более или менее понятна, то свобода для… это, увы, наша Terra incognita
...За 20 лет моего пестрого фотоучительства самым болезненным ученическим вопросом был: «Куда идти?» - «Сосредоточьтесь на чем-то одном, и непременно на том, что любите, что лично для Вас представляет жизненную данность». С горечью признаю - в абсолютном большинстве новички и мастера - яркие таланты и даже авторы шедевров по разным причинам так и не обрели достойного себя пути.

А иные – немногие - то, что нашли, лучше бы и не находили. Отчего так? Не мастерство и даже не талант - решающая проблема творческой состоятельности. Имя проблемы - Слово. Без, любое нечего сказать - причина всех так называемых «поисков», родина всех мифов и всякой тьмы в мировом искусстве, которое тем отвратительнее, чем талантливее. И, согласимся, выход из ситуации для человека с камерой сегодня труден как никогда. Всемирный визуальный потоп, кажется, обессмысливает любую новую «речь»: зритель уже проглотил невместимое. Кто может нынче слушать глазами в грохоте века сего?
... Галина в переводе с греческого—тишина, спокойствие. Мистическая связь имени с носителем известна, но у Лукьяновой тишина — это еще и квинтэссенция творчества. А само оно - и живое доказательство возможности свободного пути сегодня, и прямое указание на то, где этот путь искать. Не могу не назвать несколько особых пунктов моего зрительского восхищения. Монументальность, симфоничность пейзажей, снятых на равнине. Далее: ни одного натюрморта - «мёртвой натуры». Все в интерьере — стиллевен, «тихая жизнь», живое пространство, и ничего выдуманного и выстроенного. И, наконец, свет - и как изобразительное средство, и, главное, как самоценный – ключевой - элемент большинства сюжетов. Здесь нужны два уточнения. 

Первое. Технически эти сюжеты - праздник мастерства: никакая пленка, тем паче «цифра» такие перепады яркостей не берет. 

Второе. Мистический Свет - одно из имен Божьих. В мировом аскетическом опыте состояние созерцания - ощущение всепоглощающего света и радость, ни с какой земной радостью не сравнимая. Созерцательное начало в творчестве Лукьяновой, можно сказать, очевидно.
А свет как радость - её самое важное и самое дерзкое по нынешним временам Слово. Парадоксальным, высшим образом оно звучит в «Покинутой деревне». Брошенное человеческое жилье - всегда след трагедии. Сколько я на это насмотрелся, навздыхался и на Севере, и на Вятской земле, да и на Московской. Сколько об этом прочел, сколько слышал! И ни разу не столкнулся с таким радостным христианским взглядом, в котором ясно звучит: «Слава Богу за всё!»
...Лукавая глобализация - не экономическая, понятно, надежнее, чем любой тоталитаризм, обезличивает нас, вкрадчиво отрывая от почвы. Становясь мировыми кочевниками, души неизбежно перерождаются, и слово наше обрекается быть вторичным. Как этого избежать Галина Лукьянова показала со всей возможной наглядностью. Все, что она сделала, снято дома и неподалеку. Большинству фотографов сегодня, чтобы вернуться на свою почву, придется подвигаться. Стоит или нет - каждый решит для себя сам. Нужно только помнить, что Слово, которого кроме нас никто не скажет, в других местах не растет.
Спасибо, Тишина!»
Георгий Колосов. Август 2005, Москва.

Выставка «Солнцеворот». Галина Лукьянова

02.02.2025 - Текущая выставка

Адрес выставки:

Коломна, Кремль, Исаева 19

Куратор проекта:

Ирина Аликина, арт-директор МОК