Выставка «Смещение фокуса. Солнце, воздух и вода». Фотограф Василий Сокорнов

Выставка «Смещение фокуса. Солнце, воздух и вода». Фотограф Василий Сокорнов

Василий Никандрович Сокорнов  (20.02.1867 г- 22.04.1946 г.)

Как это ни парадоксально, но чрезмерная распространённость произведения, созданного художником, подчас ведёт к анонимности. С художником-фотографом Василием Сокорновым произошла близкая история. Его светописные «Виды Крыма», беспрецедентно тиражировавшиеся на протяжении всего ХХ века в открытках, почтовых марках, календарях, всевозможных справочниках, путеводителях и прочая, были настолько знакомы и привычны россиянам, что в народном сознании авторство ландшафта и его отображения зачастую сливались воедино в принадлежности единственному автору – Творцу.
Кто из россиян не бывал к Крыму? А кто и не бывал, разве не знаком с его природными и архитектурными достопримечательностями, не сможет их мгновенно распознать и назвать?...


Если говорить о Крыме, то визуальная память об этом легендарном месте с такой силой передана в снимках Сокорнова, что вольно или невольно при воспоминании о полуострове, в первую очередь, перед нашим мысленным взором возникают созданные мастером запечатления…
Волнение, которое охватывает каждого любящего и понимающего фотографическое изображение человека при взгляде на винтажи Сокорнова, говорит о каком-то особом, присущем только этому мастеру, таланте [1, с.14]
Василий Никандрович Сокорнов – фотограф, художник, автор фотосъемки многочисленных крымских пейзажей, основатель жанра видовой фотооткрытки родился 27.02.1867 года в селе Васильевское, Шуйского уезда, Владимирской губернии в семье временно обязанного Никандра Зосимовича Сокорнова и его жены Ирины Константиновны. 
Начальное образование получил в Лушниковском училище Отрогожского уезда, Воронежской губернии.
В 1887 г. Василий Сокорнов был принят в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно работал ретушёром в фотографии Пазетти. Именно здесь произошло его первое знакомство с фотопейзажем, ставшим затем делом всей жизни мастера. 
Художественное ретуширование снимков и процесс изготовления фотографий по-настоящему увлекли Сокорнова, за несколько лет упорной работы он приобрел бесценный опыт, позволивший впоследствии получать технически безупречные снимки [6].
Именно в те годы наладилось промышленное производство сухих фотопластин. 
Печатать снимки стало легче, и у пейзажистов появилось больше времени для реализации творческой стороны. К сожалению, подорванное тяжелой работой здоровье мастера пошатнулось, он был вынужден по рекомендации врачей покинуть Санкт-Петербург. Так Василий Никандрович оказался в Алупке на Южном берегу Крымского полуострова. Небольшой городок привлек его своими достопримечательностями – большим старинным парком и дворцом, принадлежавшим семье князя Воронцова [5]. Здоровье Сокорнова постепенно пришло в норму, и у него возникла необходимость поиска работы. Помощь, выделенная Обществом поощрения художников, закончилась, и, чтобы заработать, он начал рисовать пейзажи и делать  наброски. Это не давало желаемой прибыли, и денег на жизнь молодому мастеру не хватало. Тогда он пошел на решительный шаг – занял у знакомых небольшую сумму и купил фотоаппарат со всеми принадлежностями.
Василий Никандрович сразу же сделал и напечатал полсотни снимков с пейзажами Крыма, и предложил их хозяину магазина, продававшему картины. Благодаря счастливому случаю все фотооткрытки тут же купил известный меценат того времени, владелец нескольких крымских имений князь Ф. Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон (старший). Аристократу так понравились работы Сокорнова, что он сделал еще несколько заказов [5]. Когда с долгами было окончено, то через некоторое время Василий Никандрович женился на Екатерине Никаноровне Стаховской. К домику пристроили фотолабораторию и фотомастерскую. Началась новая жизнь.
Делать пейзажные снимки в то время было нелегко: аппарат был тяжёл и громоздок. В отдельном ящике пришлось носить или возить тщательно упакованные стеклянные пластинки и небольшую походную фотолабораторию. С таким вот грузом Сокорнов колесил по Крыму – Ялта, Алупка, Симеиз, Бахчисарай, Севастополь… работал тщательно. Бывали случаи, когда над одним негативом колдовал целый день. 
Но работы была в радость: фотопейзаж давал возможность выразить своё отношение к природе, свое восприятие её удивительных явлений [3]. Излюбленными сюжетами Сокорнова стали горные хребты и переменчивая жизнь неба, прибрежные скалы и разбивающиеся о них волны, древние руины и особняки аристократов. Оттачивая мастерство, Сокорнов без устали снимал сосны-пинии и кипарисы, не подверженные сменам времён года, и отмеривающие цветением череду сезонов глицинии и магнолии, щедрые кедры и бедные татарские сакли… Словом всё, чем была примечательна бесконечно разнообразная  природная и рукотворная среда черноморского побережья. Воспитанный в традициях реалистической живописи, он с завидным упорством разрабатывал полюбившиеся ему сюжеты, творчески используя документальную достоверность фотографии. 
Тщательно выбирая точки съемки, время года и время дня, скрупулезно выстраивая композицию кадра, светописец вновь и вновь возвращался к излюбленным местам, добиваясь максимального соответствия снимка замыслу [1, с. 16].
Крым на глазах Сокорнова стремительно менялся. В 1901 году «Крымский курьер»  писал: «Алупка за последние 15-20 лет стала неузнаваемой. Из прежней татарской деревни, в которой трудно было найти порядочное помещение, она преобразилась в благоустроенное местечко, здесь есть прекрасные магазины, множество красивых дач, причём красотую многие их них могут поспорить с итальянскими виллами»… С юга не север летели весточки – открытые письма с сокорновскими «Видами Крыма», снабжённые незамысловатыми текстами курортников: «Посылаю эту открытку, чтобы иметь понятие  тебе о кипарисах…», «…да, теперь все волны, такие громадные, что пароходы, как щепки кидает…», Или вот ещё: «Больше всего нравятся горы, растения и море. Море какое-то необычайное, голубой чистоты, беспредельное. 
Скалы – грандиозные, могучие и даже грозные, а горы покрыты кустарником, елями и красными маками. В горах растут: мирты , оливы, лавры, кипарисы (последние замечательно красивы) и такая масса роз различных цветов…». 
Открытки разносили имя фотографа по всей России, делая его всё более и более известным [1, с.17].
В начале XX века Сокорнов стал популярен далеко за пределами Крыма. Поддерживаемый прежним работодателем – Пазетти, начинающий фотохудожник смог отправить свои работы на Всемирную универсальную выставку, проходившую в Париже. Ее итогом для молодого мастера стала бронзовая медаль и признание мэтров мировой фотографии.
Затем Василий Сокорнов выставлялся на 1-й Международной художественной выставке в Петербурге в 1903 и Киеве в 1908 годах. Обе принесли Сокорнову по серебряной награде. По мнению журналистов специальных изданий, его пейзажи были великолепны, в первую очередь, благодаря отличной передаче света и тени [5]. 
 Теперь на бланках фотографий Сокорнова можно было прочитать: «Фотограф В. Сокорнов, Крым, Алупка, Ялтинская ул. Серебряная медаль – Париж. 1900., Большая серебряная медаль – С.-Петербург, 1903 г.» [1, с.18]. Фотографии художника публиковали в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо». Более 20 работ было использовано в книге Льва Симиренко «Крымское промышленное плодоводство» (1912). Он также получил серебряную медаль на ещё одной международной выставке в Санкт-Петербурге, а также на фотографической выставке в Киеве.
В 1908 году Сокорнова приняли в Русское фотографическое общество, что давало ему возможность свободно фотографировать по территории всей Российской империи [4]. Он издаёт целые серии фотопейзажей Крымского полуострова, которые охотно раскупаются, а виды дворца Дюльберга в мавританском стиле специально снимает для Великого КнязяПетра Николаевича. В ноябре 1910 года Сокорнов получил «Похвальный отзыв» на первой выставке только что образованного Архангельского фотографического общества «За хорошее воспроизведение Крымской природы», а в следюущем – стал участником «Первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге. «Виды Крыма» были замечены обозревателем журнала, который отметил, что одна из фотографий «отлмчается особенным изяществом и красотою». Речь шла о сокорновском снимке волны, разбивающемся о скалу (авторское название «Прибой во время бури. Алупка) [1, с. 20].Следующим этапом карьеры Сокорнова стала смена жанра в 1912 году. Князь Юсупов-Сумароков-Эльстон пригласил фотохудожника сделать снимки его имения. Итогом этой работы стал великолепный альманах, который до сих пор хранится в музее. Также снимки мастера внесены в издание «Крымское промышленное плодоводство» и ряд журналов.Свои коррективы в творчество Сокорнова внесла Первая мировая война. Нехватка фотоматериалов, производителем которых была преимущественно Германия, остро сказалась на работе. Затем последовала революция, и в стране начался период неблагополучия. Ателье Сокорнова пережило эти тяжелые годы и просуществовало плоть до 1927 года, когда были уничтожены все частные предприятия [5].
В 1928 г. в Ялте, на Масандровской ул., 21, организуется фотопроизводство Крымгосиздата и Василий Никандрович становится её штатным сотрудником и работал до 1936 г. В 1931 г. он передаёт Крымгосиздату 1300 негативов с видами Крыма. 
В 1930-е годы становится участником Всекрымской фотовыставки в Симферополе, на которой экспонирует 50 фотографий, а в 1937 году участвует в Первой Всесоюзной выставки фотоискусства в Москве, где представлял 3 работы. В том же году становится членом Художественного фонда СССР.
В 1944 году, в конце войны, художник фотографировал солдат и офицеров, которые проходили реабилитацию в госпиталях Крыма. В это же время он принял участие в процессе восстановления дворца-музея в Алупке [4].
В 1945 г., незадолго до смерти, Василий Никандрович подарил Алупкинскому музею 100 своих фоторабот и несколько живописных. 
Скончался Василий Сокорнов 22 апреля 1946 года. Похоронен на старом Алупкинском кладбище [2].Главным наследием фотохудожника считаются черно-белые фотографии, передающие всю красоту природы, ее неповторимость и естественность. Большинство работ Сокорнова посвящено природе Крыма – он сам считал своим призванием фотопейзаж. Его пейзажные снимки восхищают и сейчас не только техническим исполнением, но и необычностью композиции, лиричностью. Сохранились его ночные пейзажи – «Ночь на море», «Ноктюрн», «Лунная ночь в Симеизе» и другие. Кстати, съемка выполнялась днём, против солнца). В своих работах Сокорнов мастерски показывает разные состояния природы: море – в штиль и шторм, горы, покрытые снегом или облаками, капарис в Алупкинском парке, увитый глицинией, тысячелетний дуб в Массандре [3].Часть работ Василия Сокорнова хранится в фондах Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника (2 альбома с видами Кореизского и Коккозского дворцов Юсуповых в Крыму, всего 76 снимков). В 1980-1981 гг. коллекция из 70 фотографий и живописных этюдов, выполненных художником в Крыму, передана его учеником И. Я. Голобородько в Ялтинский государственный объединённый историко-литературный музей. 
Часть работ художника находится в Музее Российской Фотографии и представлены на выставке «Смещение фокуса, солнце, воздух и вода» (Коломна, Кремль, Брусенский переулок 31) [6].
Использованные источники:
1. Китаев А. Василий Сокорнов. Специальность – виды Крыма / Василий Сокорнов. Виды Крыма. Санкт-Петербург, 2005. С. 14-26
2. https://club.foto.ru/classics/bio/26/
3. http://oldyalta.ru/327-fotograf-vasiliy-sokornov.html
4. http://bf-gallery.ru/vasyliysokornov/
5. https://fotogora.ru/?p=10463
6. https://mrf.museumart.ru/collection/vasilij-sokornov
 
Выставка «Смещение фокуса. Солнце, воздух и вода». Фотограф Василий Сокорнов

07.10.2022 - 15.02.2023

Адрес выставки:
  • Коломна, Кремль, Брусенский 31
Куратор проекта:

Ирина Аликина, арт-директор МОК