Сергей Михайлович Прокудин-Горский

OpenGLAM
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (31.08.1863/Санкт-Петербург - ☦ 28.09.1844/Париж) - (Проскудин-Горский) фотограф.

Санкт-Петербург, Б. Подъяческая, 22, тел. 1118, здесь же помещалась редакция «Фотографа-любителя» и «Испытательная лаборатория». Визитная карточка: «Сергей Михаилович, тел. 514-91, Фонтанка, 133».

Родился в старинной дворянской семье Покровского уезда Владимирской губернии. Представитель X колена рода Прокудиных-Горских.

Окончил Александровский лицей и естественный факультет Технологического института. [?] Учился у Д. И Менделеева [?]. Брал уроки живописи в Академии художеств [?]. [Достовеность информации этого абзаца весьма сомнительная].

Научные исследования начал в 1889 г.

в Германии, в лаборатории профессора Мите; там же читал курс лекций по спектральному анализу и фотохимии. [N.B. Адольф Мите стал профессором фотохимии в Высшей технической школе в Берлине в 1899 г.; над проблемой трёхцветной фотографии начал работать в 1900 г., а патент на цветоделенную фотографию вместе с Траубе получил в 1903 г.]. Затем продолжил научную работу в Париже. Вернувшись в Россию стал активным членом V отдела ИРТО.

В 1892 г., летом, был в Крыму, в Ялте (РФЖ-97, с. 47). ФЖ-96, сс. 263-264, заметка П. «О проявлении пирокатехином» (письмо в редакцию). РФЖ-97, сс. 47-48 публикует письмо в редакцию П. от 16 января 1897 г. по поводу чувствительности фотопластинок некоторых фирм. РФЖ-97, с. 150, фото П. «Петрушка»; сс. 290-292, статья «Фотокерамика»; сс. 298-300, статья «Вераскоп Ришара».

Лавров: 3 марта 1898 г. – открытие фотографических курсов в Петербурге Прокудиным-Горским (с. 44). РФЖ-98, с. 49: «Курсы практической фотографии учреждены в С.-Петербурге С. М. Прокудиным-Горским с разрешения Министерств народного просвещения и внутренних дел. Курсы помещаются в лучшей части города (площадь Спаса Преображения, 2) в прекрасной обширной квартире с аудиторией на 80 слушателей, с прекрасными лабораториями, библиотекой и проч. Занятия будут состоять из лекций и практических занятий… Лекции будут прочитаны г-ми В. И. Срезневским, А. К. Ержемским, А. Л. Гершуноми С. М. Прокудиным-Горским. Практическими занятиями руководит сам инициатор курсов С. М. Плата за полный курс из 16 лекций и 16 занятий назначена 35 рублей. На курсы записалось до 70 лиц из интеллигентных классов».

«Курсы практической фотографии С. М. Прокудина-Горского, Спб, Загородный пр., 36. Плата – 35 руб.» (Русский календарь Суворина на 1899 г., с. 307). ФО-98, сс. 306-307: «П. открыл курсы практической фотографии [для учеников] в марте 1898 г. с разрешения Министра внутренних дел и Министра народного просвещения. 16 вечерних лекций читали члены V отдела ИРТО Срезневский В. И., Ержемский А. К., Гершун А. Л., П. Проведены 16 практических занятий в лаборатории курсов.

Осенью, с 26 сентября – следующий набор курсов занимался в новом помещении на Загородном пр., №36. Лекции и практические работы по фототипии, фотоцинкографии, мокро-коллодионному процессу и репродукционной фотографии читал Рудомётов М. Д., издатель «Вестника графического дела». Рекламное объявление: «Курсы практической фотографии и фотомеханических процессов. Загородный проезд, дом 36. Курс фотографии 2-ух месячный. Принимаются лица обоего пола. Плата за курс 40 рублей. Занятия по фотоцинкографии, репродуцированию, фотографии и фототипии. Приём на курсы круглый год».

«Восемь лет тому назад [в 1898 г.] мною были открыты в Петербурге первые в России курсы по фотографии и фототехнике, но, просуществовав два года, были закрыты мною же за невозможностью обставить это дело так, как следует для получения работающими солидных практических познаний, что требует очень больших затрат на приборы и машины.» (П., редакционная статья ФЛ-906, №4, сс. 99-100).

Участник 5-V-98 (Ук., сс. 46 и 83, экспонировал снимки со старинных картин маслом и акварелей; адрес – Манежный пер., д. 13). РФЖ-98, с. 63: «Некоторые снимки г-на Прокудина-Горского, в которых с удивительной точностью переданы все оттенки «цветотени» (Отчёт о научном отделе 5-V-98). Там же, с. 66: бронзовая медаль РФО за снимки со старых картин.

17 февраля 1899 г. прочитал доклад «Результаты испытаний чувствительности фотографических пластинок 40 разных фабрик, произведённых в лаборатории Курсов практической фотографии в Санкт-Петербурге» (ФО-99, №2, с. 69). На курсах практической фотографии и фотомеханических процессов был открыт курс микрофотографии, предназначенный, главным образом, для врачей, естествоиспытателей и студентов. Микрофотографический отдел преподавал Поповицкий А. А., фотографический – Прокудин-Горский С. М. (ФО-99, №9, с. 348).

Действительный член РФО с 1899 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03, Сп. 1.10.06, адрес – Спб, Загородный проспект, 36). Почётный член РФО (Сп. 1.2.14). В 1900 г. Художественная фотоцинкография размещалась в д. 36 по Загородному пр., тел. 1569. Заказы на изготовление клише на меди и цинке с тоновых и штриховых оригиналов, фотолитографские работы, микрофотография и др.

5 октября 1901 г. избран непременным членом V отдела ИРТО (ФЛ-901, ст. 636). 13 декабря 1902 г. на очередном собрании членов V отдела ИРТО сделал сообщение о постановке образования в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге, руководимой профессором Мите (ФЛ-903, ст. 70). П.сообщил, что ему удалось заниматься под руководством д-ра Мите 1? месяца.

Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано П. 13декабря 1902г., в январе1905 г.он «Ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые кар- тины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих».

В 1903 г. в Спб, на Б. Подъяческой ул., 22, открывает фотомеханическую мастерскую с репродукционной съёмкой и изготовлением трёхцветных клише. 17 октября 1903 г. на общем собрании членов V отдела ИРТО сделал сообщение о работе IX секции (фотохимической) на Международном съезде по прикладной химии, проходившей в Берлине в мае 1903 г. (ФЛ-903, ст. 431). На том же собрании избран непременным членом V отдела ИРТО на 1904 г. [15 голосов].

8 октября 1904 г. на общем собрании членов V отдела ИРТО избран непременным членом (ФЛ-904, №11, ст. 433). 4 февраля 1905 г. выступил в ИРТО и продемонстрировал на экране 70 цветных диапозитивов, снятых им в Дагестане, Крыму, Финляндии, Европейской России и за границей (протокол этого заседания в 1980-е гг. хранился в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде).

Лавров, Александр Степанович (1836-1904), генерал-майор артиллерии. Тесть Прокудина-Горского;

Лаврова, Анна Александровна324 (1870—1937) – первая жена Прокудина-Горского (с 1890 по 1920 или 1921);

Метенков, Вениамин Леонтьевич (1857-1933) - известный уральский фотограф, действительный член ИРТО. В 1909 г. сопровождал П. в фотоэкспедиции по реке Исети близ Каменск-Уральска в 1909 г.

Мите, Адольф (1860-1926) – немецкий ученый, создатель технологии съемки по методу цветоделения, руководил лабораторией в Шарлоттенбурге (близ Берлина), где П. в 1902 г. занимался цветной фотографией. Сам П. называл его своим «учителем»;

Прокудин-Горский, Михаил Сергеевич (1837- после 1890), губернский секретарь. Отец Прокудина-Горского;

-оОо-

«ФЛ-905, №7, ст. 258-259: Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

… В лице С. М. Прокудина-Горского мы имеем не только подражателя, но и усовершенствователя способа г-на Миете. С. М. Прокудин-Горский эту зиму восхищал не только Петербург, но и Москву своим не одним, а десятками таких снимков: Кавказа, Средней России, Финляндии, осенних видов, столь разнообразных по цвету листвы, показав этим, насколько он освоился с трёхцветной съёмкой и какие возможно получить эффекты, передавая в цветах природу. Мы смело можем сказать, что ученик д-ра Миете по этого рода съёмке не уступает теперь своему учителю в работе.

С. М. Прокудин-Горский, разумеется, не новичок и самоучка-любитель, а химик и член V отдела ИРТО.

Русской публике он известен, как первый основатель в Петербурге фотографических практических курсов, где принимали участие лучшие силы технических знаний совремённой светописи, читая каждый свою специальность. Однако, несмотря на труды и прекрасную обстановку курсов, они недолго могли существовать в виду малого числа учеников. Тогда С. М. перенёс свою деятельность на фотомеханические процессы и трёхцветную светопись в особенности, уезжая ежегодно за границу для пополнения своих знаний по последним новинкам. Теперь заведение С. М. Прокудина-Горского уже имеет не только мастерскую клише, но и свою печатню. По фотографической литературе С. М. известен своими сочинениями для г-д любителей, некоторые из которых выдержали 2 издания. Мы слышали, что он работает теперь над руководством трёхцветной печати и не сомневаемся, что это издание будет одним из практичных из существующих за границей. Почему и отмечаем С. М. Прокудина-Горского, как деятеля русской совремённой светописи».

-оОо-

NB. Первый трёхцветный отпечаток с фотографии П. появился в журнале «Фотограф-любитель» №7 за 1905 г. В 1905 г. в Политехническом музее Москвы экспонировался подарок П. – образцы трёхцветной печати по его технологии (ПМ, Кр. Ук.-905). «Два раза аудитория музея была предоставлена С. М. Прокудину-Горскому для его публичных лекций на тему “О трёхцветной фотографии”, означенные сообщения посетило 325 чел.» (Отчёты о деятельности Музея [прикладных знаний в Москве] за 1905 год. М,: Типо-литография Русского Товарищества печатн. и издательск. дела, 1906, с. 21). Там же, с. 106: « ... С. М. Прокудин-Горский сделал 2 публичных платных сообщения».

«С. М. в 1905 году открыл новое красочное вещество [красящий сенсибилизатор], делающее пластинки почти в одинаковой степени чувствительными ко всем лучам спектра» («Зодчий, 1909, №3, с. 33, из доклада Евдокимова А. А. «Техника воспроизведения рисунков в красках типографской печатью»).

Председатель V (светописного) отдела ИРТО с 1906 г. Редактор-издатель журнала «Фотограф-любитель» в 1906-909 г. (ФН-916, №3, с. 37). Положительная рецензия на первые три номера журнала «Фотограф-любитель», редактируемый П. с 1906 г. (Пов-РФО-906, №8, с. 221).

В 1906 г. П. выступил с инициативой представлять тёмные комнаты путешествующим в отдалённых местах России (ФЛ-906, с. 37). 8 марта 1906 г. на общем собрании членов РФО действительный член О-ва С. М. Прокудин-Горский сделал доклад «О влиянии красящих сенсибилизаторов на чувствительные слои» и сообщение «Об испытательной лаборатории при редакции журнала “Фотограф-любитель”» (ПовРФО-906, №6, с. 152, №7, с. 180). На VII Международном конгрессе прикладной химии в Риме (апрель 1906 г.) в IX секции [фотохимия и фотография] П. прочитал доклады: 27 апреля (н. ст.) – «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах», 28 апреля – «Прикладная фотография в России (с демонстрациями работ)» (ФЛ-906, №5, с. 158-159).

Передовица для ФЛ-906, №5 написана П. в Берлине. Член жюри конкурса журнала «Фотограф-любитель» в июле 1906 г. (ФЛ-906, №9, с. 288, ФЛ-907, №3, с. 69). На Международной фотовыставке 1906 г. в Антверпене цветные работы П. (снимки в красках непосредственно с натуры) премированы золотой медалью. За подобные же работы П. получен жетон, выдававшийся на выставке “Photo-Club” в Ницце за лучшие работы (ФЛ-906, №10, с. 313). «В среду, 8 ноября [1906 г.] на очередном собрании членов РФО – сообщения действительного члена О-ва С. М. Прокудина-Горского: а) Некоторые новые исследования бр. Люмьер в области цветной фотографии, б) Новый способ однотонной окраски диапозитивов, с демонстрацией» (ПовРФО-906, №2, с. 21; ПовРФО-906, №3, с. 44). В конце 1906 г. П. был в экспедиции в Туркестанском крае, одной из задач которой была съёмка солнечного затмения в натуральных цветах (письмо П. в журнал «Фотограф-любитель», датировано 31 декабря 1906 г., опубликовано в №2 за 1907 г., сс. 35-36). В 1906 г. мастерская П. изготавливала клише и печатала приложения, в т. ч. цветные, к журналу «Зодчий». К началу 1907 г. П. было выпущено 89 видовых цветных открыток.

В 1906 г. с №1 журнала «Фотограф-любитель» П. начал публиковать свой труд «Фотография в натуральных цветах». В 1907 г. журнал много внимания уделял автохромам, см., например, раздел «Испытательная лаборатория», статью П. «Новые пластинки бр. Люмьер «Автохром» (ФЛ-907, №10, сс. 293-295) и т. д. 22 апреля 1907 г., «Новое время»: В Соляном городке С. М. Прокудин-Горский сделал очень любопытное сообщение о цветной фотографии. Содержание доклада небезынтересно для любителей фотографии, изложено ниже. Несомненно, цветная фотография, если пока не достигла совершенства, то весьма близка к этому. Императорское русское техническое общество на основании §§9 и 16 Устава, в общем собрании 18 мая 1907 г., избрало Сергея Михайловича Прокудина-Горского своим почётным членом (ФЛ-907, №7, с. 223).

11 октября 1907 г. в большой аудитории Политехнического музея на очередном собрании членов РФО (162 чел.) и 115 гостях П. познакомил слушателей со своими исследованиями пластинок «Автохром», указал на их технические и художественные качества и недостатки и сделал критический обзор журнальной литературы о них (ПовРФО-907, №1, с. 29). 12 октября 1907 г. в заседании V отдела ИРТО П. избран председателем Отдела (ФЛ-907, №11, с. 345). 15 ноября 1907 г. избран почётным членом РФО (ПовРФО-907, №2, с. 55). Серебряная медаль по отделу фотомеханических процессов за трёхцветные автотипии на Московской Международной фотовыставке в марте 1908 г. («Светопись», 1908, №3, с. 28, №4, с. 31). ВР-908, №3, с. 69: «Достоинство открыток г-на Прокудина-Горского [экспонировавшихся на выставке] увеличивается ещё и тем, что всё это снимки с натуры».

ВФ-908, №6, с. 176: «Необычайное впечатление произвели на членов Г[осударственной] Д[умы] и Г[осударственного] С[овета] фотографии в истинных цветах, проектировавшиеся на экране С. М. Прокудиным-Горским» (это было на 1-й выставке фотографических произведений для членов Госдумы и Госсовета, сообщение Карелина А. А.). Председатель V отдела ИРТО, член Совещания представителей фотографических обществ и участников показательного вечера в залах Императорской Академии художеств 30 мая 1908 г. (ФЛ-908, №7). Малая серебряная медаль Министерства торговли и промышленности на Международной фотовыставке в Киеве в 1908 г., устроенной Киевским отделением ИРТО (ФЛ-909, №3, с. 95). Член жюри конкурса журнала «Фотограф-любитель» 1 ноября 1908 г. (ФЛ-907, №6, с. 165). Преподаватель фотохимии и фотографии в Технологическом институте Императора Николая I на химическом отделении с января 1909 г. (ФЛ-909, с. 60).

ФН-908, №2, с. 36: «По словам сотрудника «Петербургской газеты», имевшего беседу по фотографии с С. М. Прокудиным-Горским, последний в настоящее время работает над получением возможно чувствительных к цветным лучам пластинок и думает, что уже осенью настоящего года будет в состоянии демонстрировать в проекции моментальные снимки в натуральных цветах, что представит большой успех, так как до сего времени этого никем не получено». 23 мая 1908 г. в Ясной Поляне сделал съёмку на 3 негатива – цветной портрет Л. Н. Толстого (СФ-987, №9, с. 24). Фотография размножена хромотипией (в частности, размером 35?25 см). Для съёмки на пластинки для трёхцветной печати применялась специальная камера проф. А. Мите (выпускалась в двух вариантах, для пластинок 9?12 и 18?24 см; последний вариант адаптера – на пластинку 9?24 см на которой помещались 3 цветоделённых негатива 8?9 см). В редакционных делах «Записок ИРТО» сохранилась заметка П. «К юбилейному портрету гр. Л. Н. Толстого», ныне находится в ЦГИА РФ (ф. 90, оп. 1, ед. хр. 912, лл. 19-20). Полный текст её опубликован в СФ-978, №9, с. 24. В 1908 г. П. владел художественной цинкографией, услугами которой пользовался журнал «Фотографические новости».

Рекламный минипроспект: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ фотоцинкография С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО по случаю расширения дела п е р е в е д е н а на Большую Подъяческую, 22. … По желанию заказчиков, мастерская принимает изготовление рисунков и иллюстраций, причём работа исполняется художниками специалистами. Художественный отдел мастерской находится под наблюдением художника В. П. Овсянникова».

«Отрадное чувство испытываешь, видя среди этой массы фотомеханических процессов … труды сравнительно недавно выступившего со своими работами по многокрасочному печатанию С. М. Прокудина-Горского (Ф. Рейн, Дрезден, 17/30 мая 1909 г. в отчёте о Международной фотовыставке в Дрездене, опубликованном в ФЛист-909, сс. 129-132). 30 января 1909 г. на заседании V отдела ИРТО председатель отдела П. демонстрировал серию диапозитивов, изготовленных по собственному способу превосходного технического и художественного качества (Журнал V отдела ИРТО от 30 января 1909 г.). В 1908 г. П. пожертвовал V отделу ИРТО спектроскоп (там же). ФЛ-909, №2: редактор журнала «Фотограф-любитель», почётный член ИРТО и РФО, преподаватель фотохимии и фотографии в Технологическом институте Императора Николая I. На заседании непременных членов V отдела ИРТО 17 апреля 1909 г. прочитал доклад «Отношение броможелатиновых пластин к сенсибилизаторам в зависимости от свойства бромистого серебра эмульсии». Докладчик исследовал свыше 60 сортов различных фотографических пластин (Журнал V отдела ИРТО от 17 апреля 1909 г.).

3 мая 1909 г. в Царском Селе демонстрировал цветные диапозитивы императорской семье («Дневник» Николая II – ГАРФ, ф. 601, оп. 1, д. 254, л. 6). ФЛ-909, сс. 131-133, статья П. «Отношение броможелатиновых пластинок к сенсибилизаторам в зависимости от свойств бромистого серебра эмульсии» (краткое содержание доклада для Международного конгресса по прикладной химии в Лондоне 27 мая 1909 г.). Участник Международной фотографической выставки 1909 г. в Дрездене, экспонировал многоцветные (в две, три и четыре краски) автотипии (КД-909, с. 292). Передовица в №8 ФЛ-909, сс. 227-228 написана П. в Екатеринбурге.

На заседании Совета ИРТО 28 сентября 1909 г. утверждён председателем Комиссии экспертов Российско-Шведской выставки физического развития и спорта (Журнал заседаний ИРТО, с. 151).

Редактор перевода книги проф. Рудольфа Намиаса «Фотографические бумаги и их обработка для достижения художественных эффектов», перевод с итальянского М. Порецкой, Спб, 1910, 120 стр., цена 1,80 руб. (ФЛист-910, с. 16).

Реклама в ФН-910, №3: «… новая книга проф. Р. Намиаса «Фотографические бумаги и их обработка для достижения художественных отпечатков». Перевод под редакцией С. М. Прокудина-Горского. Цена 1 руб. 80 коп. Склад издания при редакции журнала «Фотограф-любитель», С.-Петербург, Б. Подъяческая, №22». ФЗ-910, №4368: дворянин, владелец художественной фотоцинкографии, основана в 1899 г., Б. Подъяческая, рабочих 22 чел.

В январе 1910 г. отдал во временное пользование V отделу ИРТО лампу «Юпитер» на ответственность павильонной комиссии (Журнал V отдела, заседание непременных членов 8 января 1910 г.).

ВФ-910, с. 1: «В ноябрьской книжке «Фотографа-любителя» мы читаем: «Вследствие продолжительной поездки по России, предпринимаемой С. М. Прокудиным-Горским в 1910 г. издание журнала «Фотограф-любитель» временно приостанавливается и подписка на 1910 год не принимается»..

Избран представителем ИРТО в Выставочный комитет Царскосельской юбилейной выставки 1911 г. (Журнал Совета ИРТО от 31 января 1911 г., №2). 7 января 1911 г. на IV Съезде русских зодчих прочитал доклад «Памятники старины Мариинской системы и Верхнего Поволжья» («Зодчий», 1911, №3, с. 21). ВП-911: председатель V отдела ИРТО. 9 и 12 февраля 1911 г. в большой аудитории ИРТО прочитал лекции в пользу пострадавших от землетрясения в Семиреченской области (Журнал Совета ИРТО №2 от 31 января 1911 г.). 11 февраля 1911 г. на заседании членов V отдела ИРТО прочитал доклад «О приложении фотографирования в истинных цветах к сохранению древних памятников и других достопримечательностей России». Доклад проиллюстрирован цветными снимками, сделанными П. во время путешествия по Мариинской системе, Волге и Южному Уралу (Журнал V отдела). Реферат доклада опубликован в «Записках ИРТО», 1911, №5, с. 206. [? На этом же заседании сообщил о первых цветных киносъёмках в Туркестане, выполненных совместно с Максимовичем С. О.]. Избран 11 марта 1911 г. делегатом Съезда художников в Санкт-Петербугре в 1911 г. (Журнал V отдела ИРТО).

ФН-911, №12, реклама: «Вышел первый и второй выпуск роскошного художественного альбома «Нашествие Наполеона» Отечественная война 1812 г. Всё издание состоит из репродукций в красках свыше 40 картин известных художников формата 11 на 7 дюймов без полей, воспроизведённых по способу трёхцветной печати художественными фотомеханическим мастерскими С. М. Прокудина-Горского, наклееных на тёмное паспарту, размером 12? на 16 дюймов, с пояснительным текстом … Подписная цена 12 руб.».

Почётный член ИРТО, член распорядительного комитета выставки журнала «Фотографические новости» в апреле 1912 г. (ФН-912, б/пл. прилож., с. 8). Участник, вне конкурса, 2-й фотовыставки журнала «Фотографические новости» в 1912 г. (ФН-912, №5, с. 92).

СКВР-912: владелец фотоцинкографии на Б. Подъяческой, 22, тел. 11-18.

Г. В. Длужневская: В 1912 г. на Первом Всероссийском съезде художников им был сделан доклад о цветной фотографии «О применении фотографии в истинных цветах к наглядному изучению России» (ч. I, т. III, 1912, с. 122-126) (Перечень снимков, сделанных С. М. Прокудиным-Горским в Средней Азии и Средней России). – Дело в РГАВМФ об организации фотомастерской.

8 ноября 1912 г. избран непременным членом V отдела ИРТО. В январе 1913 г. надворному советнику С. Прокудину-Горскому и надворному советнику С. Максимову [правильно – С. О. Максимовичу] выдано охранительное свидетельство №55281 (ВФ-914, с. 145). Привилегия на «Способ изготовления цветных диапозитивов в натуральных цветах» №27542, класс 57b, выдана 30 октября 1914 г.; заявлена 23 января 1913 г. (охранительное свидетельство №56262), заявитель – надворный советник С.Максимович , передана, согласно прошению от 16 июля 1914 г., в собственность АО «Биохром» в Петрограде. Суть изобретения: на вирированный в синий цвет цветоделённый диапозитив автотипией наносятся жёлтая и красная краски.

В 1902-1917 гг. активно участвовал в издании журнала «Зодчий» – в своей мастерской, а затем в компании «Биохром» готовил клише и печатал иллюстративные материалы для журнала.

ФН-914, №9, с. 165: Товарищество С. М. Прокудина-Горского и К о в Петрограде. «Торговый дом С. М. Прокудин-Горский», мастерская фотоцинкографии, Петербург. Член комиссии Совета ИРТО (цветная фотография и фотомеханические процессы) по решению задач русской промышленности в связи с войной (ФН-915, №1, с. 2).

ФН-915, №4, с. 65: «В заседании V отдела ИРТО 13 марта 1915 г. почётный член О-ва С. М. Прокудин-Горский сделал доклад о цветных диапозитивах, изготовляемых по разработанному им способу механическим путём… Доклад г-на Прокудина-Горского был иллюстрирован многими цветными диапозитивами, изготовленными по его способу и откинутыми [проецированными] на экран при свете лампы Нернста.

ФН-915, №6, с. 97: «К такой фабрикации в настоящее время уже приступлено акц[ионерным] обществом «Биохром» в Петрограде. …пришлось для этой цели изобрести особый механический печатающий стол с приспособлением для автоматической точной печати означенных диапозитивов. Такой стол весьма удачно разработан по проекту проф. А. И. Прилежаева и сконструирован в столярно-механических мастерских Торгового дома И. Стеффен и К о , под наблюдением Н. Е. Ермилова

ФН-915, №8, с. 132: «Акционерное общество «Биохром», открывшее свои действия в марте 1914 года и приобретшее с основным капиталом в 2 миллиона руб. фото-цинкографические мастерские С. М. Прокудина-Горского и К о [см. Максимович С.О.]. ФН-915, №4, с. 65: «В последнем заседании Русского общества любителей мироведения председателем фотографической секции был избран С. М. Прокудин-Горский». ФН-915, №8, с. 118: «первый почин фотографического обследования России сделан фотосекцией Общества любителей мироведения, председателем которой состоит С. М. Прокудин-Горский; при его ближайшем участии и под его руководством в настоящее время разрабатывается такая программа».

21 декабря 1915 г. избран непременным членом V отдела ИРТО (ФН-916, №1, с. 13). 18 ноября 1916 г. избран непременным членом V отдела ИРТО (ФН-916, №12, с. 218). РФВ, №1, с. 20: «С. М. Прокудин-Горский недавно изобрёл способ получения трёхцветной печатью цветных диапозитивов, отличающихся … прозрачностью. … важными качествами их являются: прочность цветов … и дешёвая цена – ниже стоимости раскрашенного диапозитива. … Изобретение С. М. Прокудина-Горского приобретено для распространения русским акционерным товариществом «Биохром [«для эксплуатации изобретений С. М. Прокудина-Горского, С. О. Максимовича и других изобретателей в области цветной фотографии и цветной кинематографии»]». В настоящее время С. М. Прокудин-Горский работает над лентой для получения этим же способом цветных кинематографических картин».

12 и 19 марта 1918 г. в Николаевском зале Зимнего дворца П. выступал перед двухтысячной аудиторией на вечерах «Чудеса фотографии» с лекциями о цветной фотографии.

Последний раз фотографии П-Г. демонстрировались в России в марте 1918 г. Вскоре, отказавшись от профессорской кафедры в созданном по указанию А. Луначарского фотокиноинституте, Сергей Михайлович покинул родину. Он смог вывезти 3 тыс. тройных негативов из общего числа 3,5 тыс. Среди того, что запретили забрать собой, – снимки царской семьи, которые до сих пор не найдены.

РФ-100, с. 19: П. эмигрировал через ряд стран во Францию в 1918 г.

В Англии П-Г. продолжил эксперименты по созданию цветной пленки для кинематографических съемок, а затем, оказавшись в Париже, вместе с сыновьями и дочерью организовал фотоателье «Ёлка».

В 1930-е годы Сергей Михайлович, оставив ателье сыновьям, занимался преимущественно просветительской деятельностью в молодежной среде. Работая с патриотическим объединением «Русский Сокол», выступая с показами своей коллекции достопримечательностей России, старый фотохудожник стремился, по его собственным словам, «показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание».

«Фотограф», 1926, №3-4, с. 4 – П. член инициативной группы по организации в России высшего фотографического учебного заведения. ФА-30, с. 218: «В 1922 г. П. получил английский патент на оптическую систему, дающую при одной съёмке три негатива через соответствующие фильтры».

Придворный фотограф Николая II в первые годы его правления («Фотография», 1992, №2, с. 36) [глупость, П. такое звание не присваивалось, сам П. в эти годы (1894 г. и далее только начинал свою фотографическую деятельность].

Бархатова Е. В. в статье «Русская фотопериодика» (СФ-989, №7, сс. 38-39): «В 1906-1909 гг. «Фотограф-любитель» редактировал С. Прокудин-Горский. Крупнейший в России специалист по цветной фотографии, о которой он вслед за А. Люмьером делал два доклада в 1906 году на Римском международном конгрессе прикладной химии, Прокудин-Горский основной задачей журнала считал пропаганду цветной съёмки и печати. Но ранняя цветная фотография была делом дорогостоящим, занимались ею в России немногие. Несмотря на многочисленные цветные иллюстрации, «Фотограф-любитель» скоро не выдержал конкуренции с другими фотожурналами и, к сожалению, прекратил своё существование»

NB. Е. В. Бархатова ошибается, вследствие продолжительной поездки по России П. приостановил издание журнала, говорить о конкуренции – несерьёзно. Вскоре после окончания Второй мировой войны коллекция П. из 2006 цветоделённых негативов была приобретена Рокфеллеровским фондом у его сыновей Михаила и Дмитрия Прокудиных-Горских и с 1948 г. хранится в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Коллекция полностью выставлена на сайте Библиотеки.

-оОо-

Анонимный источник в интернете: «В 1909-1915 гг. П. объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде П. испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны П. делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года был сделан профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 г. в Ниццу, П. работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном П. - Михаилом.»

-оОо-

Протоиерий Борис Старк (Борис Георгиевич Старк), «По страницам синодика»: «Сергей Прокудин-Горский † 28.09.1944 г. Этот человек был первым испытателем в России, который осваивал цветную фотографию. Он был очень близок с семейством папиного дяди Эдуарда Александровича и свои опыты по этой фотографии в красках делал в дядином имении в Финляндии. К счастью, некоторые из них сохранились в моих семейных альбомах. Волею судеб он уже старый, вторично женатый, попал к нам в Ст. Женевьев де Буа, именно мне пришлось проводить его в его последний путь».

-оОо-

О фотографировании моментальными ручными камерами (указания для любителей). Спб.; изд. автора. 1897, 32 стр., цена 30 к.

О проявителях и проявлении броможелатинных пластинок. Спб.: 1898, 16 стр.

О печатании (копировании) с негативов. (Указания для любителей). Спб.: 1898, 78 стр.

Изохроматическая съёмка моментальными ручными камерами с указанием изготовления чувствительных к цветам пластинок. 29 сс., Спб.: тип. журнала «Самокат», 1903 (цена 80 коп., склад издания у автора: Спб, Б. Подъяческая, 22, кв. 37).

Русско-японская война (альбом). Спб.: изд. Генерального штаба. 1904. 300 листов репродукций фотохроники событий и действующих лиц русско-японской войны.

Фототехническое дело. Краткий указатель для издателей, редакторов, художников, типографов и т. п., 52 сс., 26 табл. Спб.: тип. Т-ва «Общественная польза», 1905, цена 2 руб.

Фотография в натуральных цветах. / ФЛ-906, сс. 10-16, 50-54, 78-81, 108-112, 143-147, 179-181, 204-208.

Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников, с пояснительным текстом. Спб.: 1911.

Каталог образцов цветной печати (типографской) художественных фотомеханических мастерских С. М. Прокудина-Горского. Спб.: типолитография К. Л. Пентковского. 1911. 19 стр.

Альбом рисунков для исполнения студентами 1-го курса Института гражданских инженеров. Спб.: типография С. М. Прокудина-Горского. 1913. («Зодчий», 1913, №22, с. 257).

«Альбом боевой жизни XVII Армейского корпуса во время русско-японской войны 1904-1905гг.» 54 листа, 231 фоторепроукция, формат 33,5?48 см. Клише и печать С. М. Прокудина-Горского. СПБ, 1906. Составил и издал Корпуса военных топографов штабс-капитан Рождественский.

& Гаранина С. П. Портрет с натуры в натуральных красках. / Советское фото, 1978, №9, с. 24.

Гаранина С. П. Учёный, изобретатель, фотохудожник. / Советское фото, 1982, №8, с. 25-26.

Гаранина С. Неизвестные диапозитивы, / Советское фото, 1983, №2, сс. 40-41.

Гаранина С. П. Эти изображения вечны… / Химия и жизнь, 1987, №4, сс. 48-53.

Павлова Н. Цветная Россия. / Огонёк, 1990, №18.

Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л.: Лениздат, 1991.

Морозов С. А. Русская художественная фотография, с. 123-124; его же, Советская художественная фотография, с. 116.

Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii, Commissiioned by Tsar Nicholas II. - Edited, with an Introduction by Robert H. Allshouse and Afterword by Arthur Goldsmith. NY: The Dial Press, 1980.

Никитин В. Истинное родиноведение / Родина, 1990, №2.

Никитин В. Фотографии не для царя (фотограф С. М. Прокуудин-Горский ). / Родина, 1993, №10.

Семёнов А. Н. Фотографы Твери и Тверской губернии (1858-1929), сс.99-100.

Фролов Н. Пионер цветной фотографии. / газета «Знамя труда» от 28 сентября 1994 г. [Ковров?].

О коллекции С. М. Прокудина-Горского (публ. С. П. Гараниной) / Российский архив, т. V, с. 603, т. IX, сс. 466-292. М.: Студия «ТРИТЭ», 1994, 1999.

Попов А. П. Три дня в Ясной Поляне / Фототехника и видеокамеры (Потребитель), 2003, №18 (15), сс. 143-145.

N.B. «С-Петербургские сенатские ведомости», №98, 7 декабря 1862 г., пятница (раздел III, с. 1421: «По определению Правительствующего Сената … увольняется по прошению от звания кандидата мирового посредника: Владимирской губернии, Покровского уезда – подпоручик Михаил Проскудин-Горский.»

БЕ, т. XXV, п/т. 49, с. 391 – Род Прокудиных-Горских известен с XIV века. В 1380 г. в Куликовской битве участвовал воевода Пётр Горский. С 1892 г. роду присвоена фамилия Прокудины-Горские. Род внесён в VI часть родословной книги Московской и Владимирской губ. (Гербовник, XII, 41).

ВЭБС, с. 354 – биографические сведения об отце, Прокудине-Горском Михаиле Ивановиче.

Сообщение С. П. Гараниной 11.02.2003 и 09.04.2003: П. был женат на Анне Александровне Лавровой, дочери генерала от инфантерии А. Лаврова (первый брак). На одной из семейных фотографий П. снят в форме студента Медико-хирургической Академии. Имел чин губернского секретаря. Служил на Гатчинском металлическом заводе, был членом совета директоров – отсюда и шли чины.

-оОо-

[?] NB 1. Из 1-го письма В. Чернышова А. Комлеву в июне 2007 г.: «Просматривал свою работу “Муромские некрополи”, написанную в 1998 г. и с удивлением обнаружил среди лиц, погребенных на Напольном кладбище: Прокудин-Горский Алексей Михайлович (16.1.1875 – 9.3.1875) – сын дворянина, губернского секретаря … не исключено, что фотограф Сергей Михайлович мог родиться в Муроме в 1863 г.».

Из 2-го письма В. Чернышова А. Комлеву в мае 2008 г.: «Хочу сообщить тебе новость о фотографе Прокудине-Горском. Оказывается, в 1862 г. его отец – Михаил Васильевич Горский, служил в чине коллежского асессора помощником почтмейстера Муромской почтовой конторы. Таким образом,

Выставка «Форпост военных корреспондентов»

12.06.2014 - 1.09.2014 /
  • Москва, Саввинская набережная, 23 стр. 1 /ГФК/;
  • Коломна, Кремль, Брусенский 31
/ Куратор проекта -
  • Москва - Ярослав Амелин, Ирина Аликина;
  • Коломна -  Ирина Аликина, арт-директор МОК