Петр Петрович Павлов

OpenGLAM
Петр Петрович Павлов (1860/дер. Фёдоровская, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии - ☦ 1924/Москва) - фотограф, владелец фотографии.

Москва, Мясницкой части, 1-й уч., д. Вятского подворья / Петровка 28/2.

Государственный крестьянин. Более 10 лет работал в фирме «Шерер и Набгольц» (примерно, 1880-1890 гг.). В 1880-1890 гг. П. состоял членом Московского общества искусства и литературы [?].

В 1887 г. женился на Евгении Алексеевне Саврасовой, дочери А. К. Саврасова. Венчание состоялось 19 августа в Ермолаевской церкви на Садовой улице.

Старший сын Борис родился в мае 1888 г. [женат на Бодровой Марии Александровне, дочери почётного гражданина Бодрова Александра Яковлевича].

Фотографию П. открыл 19 сентября 1891 г. на Мясницкой, в д.

Вятского подворья (№10), против книжного магазина братьев Салаевых (угол Златоустинского пер.). «Фотография П. Павлова. Имею честь уведомить почтенную публику, что 19 сентября сего года мною открыта фотография на Мясницкой, в доме Вятского подворья, против книжного магазина бр. Салаевых. Надеюсь, что я заслужил благосклонное внимание почтенной публики, занимаясь более 10 лет в фирме «Шерер и Набгольц». В моей фотографии я предлагаю свою работу по самым умеренным ценам. Воспитанникам всех учебных заведений делаются значительные скидки. С почтением, фотограф П. Павлов.» («Московский листок», 1891, №261, 21 сентября, с. 1).

Визитка, лицевая сторона: «P. Pavloff Moscou», оборот: «Фотография П. Павлова Мясницкая д. Вятского подв. против книж. магазина Бр. Салаевых Москва.», автограф датирован 14 сентября 1891 г.

С 1891 г. с ним работает его младший брат — Ефим Петрович Павлов. Кабинетка, помета от руки: «1891». Кабинетка, оборот: помета от руки «1893», оттиск овального штемпеля «Фотография П. Павлова. Мясницкая, д. Вятск. подв. в Москве». Роял-портрет, на лицевой стороне оттиск металлического штемпеля «Фот. Павловъ», помета от руки «1892», на обороте оттиск штемпеля, аналогичный предыдущему.

Кабинетки, оборот: «Фотография П. Павлова Мясницкая д. Вятского подвор. против книж. магазина Бр. Салаевых Москва», автографы датированы 7 сентября 1891 и 21 ноября 1893 гг.

Бронзовая медаль Московской фотовыставки ОРТЗ в 1892 г. (ФЛ-92, ст. 187).

СР-94: временно – Сергиевского посада 2-й гильдии купец, владелец фотографии в д. Вятского подворья.

Член РФО с 1894г.; в 1900-1903 гг. — член ревизионной комиссии РФО. В 1899 г. П. по соседству с фотографией в Милютинском переулке в доме Арбатского открыл фототипию. ВМ-95, ВМ-96, ВМ-97, ВМ-98, ВМ-99, ВМ-900, ВМ-901, ВМ-902, ВМ-903, ВМ-904, ВМ-905, ВМ-906, ВМ-907, ВМ-908: владелец фотографии в д. Вятского подворья.

ВМ-909, ВМ-910, ВМ-912, ВМ-913: Вятское подворье, Мясницкая, д. 10, тел 51-54.

ВМ-911 – появляется дополнение: «Основана в 1891 г. Отделений не имеет». Действительный член РФО с 1894 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03), в Сп. 15.8.09 – действительный член РФО с 1908 г. [перерыв вызван, видимо, его болезнью]. С 1.10.1895 по 1.10.1896 г. – член ревизионной комиссии РФО (ФО-96, №1, с. 34).

Аккредитован на коронационных торжествах 1896 г. (КС-96). 29 мая 1896 г. награждён за заслуги дипломом РФО (ФО-96, №1, с. 35). В 1896 г. одним из первых пожертвовал 100 руб. в благотворительный фонд для фотографов, утративших по несчастным случаям, болезни или старости способность к труду (ФО-96, №1, с. 36). Возможно, П. был участником 1-го Съезда русских деятелей по фотографическому делу и принимал участие в прениях. В «Фотографическом обозрении» за 1896 г., №1, с. 40, фамилия «Павлов» есть среди участников прений.

Участник В-РФО-96, экспонировал увеличения, портреты, платинотипию, всего 16 работ (Ук., сс. 16-17, «работа исключительно на русских пластинках»). Бронзовая медаль В-РФО-96 (РФЖ-96, с. 94, то же, ФЛ-96, ст. 188, то же, ФЕ-97, с. 229). ФВ-96, с. 83: «Профессиональный фотограф г-н Павлов экспонирует картины на платиновой и альбуминной бумагах. Очень хорошо скомпанованы группы». Экспонент Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896 г. в Н.-Новгороде (Общий указ. выст., ФЕ-96, с. 240). Бронзовая медаль Всероссийской вставки 1896 г. в Нижнем Новгороде (РФЖ-96, с. 237, то же, ФЛ-96, ст. 387, то же, ФЕ-97, с. 232). «В витрине г-на Павлова из Москвы мы видели хорошие платинотипии и отпечатки на бромосеребряной бумаге; остальные его портреты отретушованы и неумеренно и неумело» (РФЖ-96, с. 215, статья «Фотография на Всероссийской выставке в Н.-Новгороде»).

26 февраля 1897 г. избран членом комиссии по подготовке витрин РФО на 1-ю кавказскую фотовыставку 1897 г. в Тифлисе и фотовыставку в Стокгольме (ФЛ-97, ст. 150). 10 октября 1897 г. избран членом комиссии для составления адреса В. К. Вульферту (ФЛ-97, ст. 477).

В 1898 г. снимал открытие памятника Александру II. В сезон 1897-1898 гг. на частных собраниях по средам в РФО П. давал объяснения по негативному и позитивному процессам для членов РФО (ФО-98, с. 424). 7 октября 1898 г. избран членом ревизионной комиссии РФО.

Член Комиссии теневых картин при Учебном отделе Политехнического музея с 1898 г.

Спб в светописи, с. 299: С конца 1890-х гг. занимался видовой фотографией и фототипией, в том числе и в Санкт-Петербурге [в СПб? Подтверждения этому факту составитель не нашёл].

[?] Спб в светописи, с. 30: Фотографии П. П. Павлова конца XIX века представляют интерьеры дворца графов Шереметевых (Фонтанного дома) [?].

В 1880-1890 гг. [даты требуют уточнения] П. состоял членом Московского общества искусства и литературы.

В 1895-1896 гг. выполнил съёмки сцен спектаклей Московского художественного театра «Уриэль Акоста», «Отелло», а в сезон 1898/99 г. спектаклей «Царь Фёдор Иоаннович», «Антигона», «Потонувший колокол».

«Новости дня» от 27 мая 1899 г.: «Фотография П. П. Павлова, Мясницкая, д. Вятского подворья. Честь имеем довести до сведения г-д заказчиков, что с 1-го июня по 1-е августа фотография в следующие праздничные дни будет закрыта: ...».

1900 г. – член ревизионной комиссии РФО (Сп. 1.6.0).

ФО-900, №1, с. 40: «Начало такому оживлению [частных собраний членов РФО] положено было года два-три тому назад беседами по негативному и позитивному процессам, которые велись д. ч. П. П. Павловым с практическими демонстрациями опытов. Эти беседы сблизили между собою членов, круг их стал незаметно расширяться …».

28 ноября 1900 г. в ателье П. произошёл пожар, но больших убытков он не принёс, судя по объявлению в «Русских ведомостях» от 8 декабря 1900, №341, с. 1: «Ввиду распространившегося слуха о моём пожаре, бывшем 28 ноября сего года, честь имею уведомить почтенную публику, что заказы и оставленные оригиналы от пожара не пострадали. Работа фотографии не прекращалась».

14 ноября 1901 г. избран членом ревизионной комиссии РФО (ПовРФО-902, №2, с. 27). Член ревизионной комиссии РФО в 1902-903 гг. (Отчёт о деятельности РФО за 1902-903 гг., с. 3).

В 1901 г. П. обратился с прошением на разрешение провести электрическое освещение в фототипии по адресу: в Мясницкой части в Милютинском пер., д. Арбатской (ЦИАМ, ф. 54, оп. 157, д. 4). Фототипия П.издавала хорошего качества портреты русских писателей, виды городов, в частности, Москвы, Суздаля, а также подмосковных усадеб. «Московский листок» от 18 июля 1901 г.: Фотограф П. П. Павлов, недавно выпустивший в издании А. де Бионкура прекрасные снимки с подлинной рукописи «Скупого Рыцаря» А. С. Пушкина, в настоящее время занят приготовлением к печати посредством фототипии такого же точно полного текста «Полтавы», по рукописям Пушкина, хранящимся в Румянцевском музее. Издание будет сделано в натуральную величину автографа...

Член комиссии по выработке оснований и правил пользования благотворительным при Обществе фондом имени основателя и первого председателя Общества почётного члена Владимира Карловича Вульферта(ПовРФО-902, №2, с. 32).

ВМ-903: Мясницкая, д. Вятского подворья, фотография, фототипия [как арендатора, указаны адреса: Мясницкая ул., 10, угол Б. Златоустинского пер.; Милютинский пер., д. 14, Арбатской Анны Николаевны – фототипия].

Избран членом правления РФО на 1903-906 гг. (ПовРФО-904, №3, с. 2). «Светопись», 1908, №4, с. 270: «8 марта 1908 г. открылась Международная фотографическая выставка в Москве, устроенная Московским художественно-фотографическим обществом… Из русских профессиональных фотографов обращают на себя внимание работы Магазанника (фотография «Модерн», Харьков), К. А. Фишера и П. П. Павлова. Последний выставил также несколько очень удачных снимков с натуры, исполненных трёхцветным способом».

ВР-908, №3, с. 69: «Г-н П. П. Павлов, Москва, выставил трёхцветные фототипии прекрасной работы с предметов религиозно-антикварного характера и портреты трёхцветным способом, по достоинству уступающие первым». 27 ноября 1908 г. П. на общем собрании членов РФО принял участие в прениях по определению капитала, пожертвованного В. В. Барковым (ВФ-908, №12, с. 330).

Фототипические альбомы выпускников Московского университета 1909, 1910 г. печатались в фототипии П.

«Политехнический музей. Краткий указатель, 1911», с. 98: «Над витриной №216 помещён портрет Петра Петровича Павлова, снятый 2 марта 1908 г. и исполненный способом трёхцветного пигментного печатания на плёнках NPG».

Фотографическое заведение П. принимало участие в деятельности Комиссии по реставрации Успенского собора Московского Кремля в 1910-1917 гг. 25 августа 1910 г. П. был приглашён в Комиссию для предварительных переговоров. «Фотографу Павлову было объяснено, что поручаемая ему работа в высшей степени серьёзная и посему снимки должны быть безусловно точными, как документ, величина их должна быть 24-30 см в двух экземплярах: один на глянцевой, другой на матовой бумаге (платинотипией), принятыми считаться будут эти снимки лишь по рассмотрении их каждый раз собранием и признании удовлетворительными». П. с этими условиями согласился. Уже 28 августа на очередном заседании Комиссии П. были представлены фотографии с указанных ему мест стенописи собора, в 2-х экземплярах каждая. Фотографии были единогласно признаны «безусловно точными и хорошо исполненными в целях документирования работ в Успенском соборе: снято то, что именно было и ретуши не допущено никакой». Съёмки продолжались 20 сентября с 2 час. 30 мин. дня, с тем условием, что снимки должны быть готовы к 21 сентября не позже 12 час. дня. Работы продолжались в 1911 г., предполагалось сделать 4600 снимков на сумму 18400 руб. Комиссия решила, что цена слишком большая, не соответствует действительности, на случай отказа П. от уступки, иметь в виду фотографа Грибова, исполнявшего неоднократно подобные фотоработы. Съёмки в 1913-1914 г. велись по-прежнему П.

10 февраля 1915 г. Художественная подкомиссия приняла к сведению заявление П. от 28 января: «Узнав, что издание по реставрации Успенского собора сдано в типографию Левенсона и комиссии нужен фотограф для исполнения снимков с фресок Собора, я осмеливаюсь предложить свой труд для фотографической работы. Предлагаю все снимки исполнить формат 24-30 с одним отпечатком в 7 руб. за снимок. При чём должен довести до сведения Комиссии, что для производства снимков необходим будет электрический кабель для имеющейся у меня дуговой лампы, требующей до 15 ампер».

СКВР-912: владелец фотографии на Мясницкой ул., д. 10, тел. 51-54.

Празднование 300-летия дома Романовых в 1913 г. в Москве снимали фотографы ателье П. ФН-913, №6, раздел «Спрос и предложение», объявление: «Требуется опытный копировщик по всем отраслям дела, вполне трезвый человек, на приличное жалованье. Адрес: Москва, Мясницкая, 10, фотография Павлова».

Альбом «Институт Московского дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II», 1911 г. – изготовлен в фотографии П.Фототипический альбом «Выпуск врачей Московского университета, 1914 г., ноябрь 15» – изготовлен фототипией П. «Альбом зданий, принадлежащих Московскому Городскому общественному управлению», т. 1, фототипия П. П. Павлова; 220 листов 40-60 см. Текст титульного листа и содержание повторяются на французском языке, на каждом листе в правом нижнем углу помета: «Фото П. Павлова» хранится в ГНИМА, инв. №ИГ–1445 [Ориентировочно издан в 1914-1915 г.]. «Альбом деятельности Московского Городского Управления по организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных. 1914-1915 гг.», 193 фототипии.

В 1914 г. П. расторгает договор об аренде с Вятской епархией и переводит ателье на ул. Петровка, д. 28. Визитка, текст на обороте: «Фотография П. П. Павлова (переведена с Мясницкой), Москва, Петровка, Петровские ворота, д. 27; основана в 1891 г.», автограф датирован 5.12.1914.

ВМ-914, ст. 499: Мясницкая 10, тел. 51-54, фотограф; ст. 331: Мясницкая ул, 10 – д. Вятского подворья (арендатор Павлов Пётр Петрович). ВМ-915, ВМ-916, ВМ-917: Петровка, 28/16, тел. 51-54, фотография; в адресной части: Петровка, 27, тел. 51-54, фотограф.

5 ноября 1917 г. «постановили: ... пригласить фотографа П. П. Павлова снять снимки всех повреждений в Успенском соборе, внутри и снаружи, в Ивановской колокольне и Гостунском соборе, причинённых пушечным обстрелом 1, 2 и 3 ноября». [N.B. Материалы Комиссии по реставрации Успенского собора и снимки П. с оттисками штампа «Фотография-фототипия П. П. Павлова, Москва, Мясницкая, 10 (Петровка, 27). Тел. 51-54. Отделений не имеет» хранятся в архиве Музеев Московского Кремля].

ВМ-924: владелец фотографии на Петровке, д. 28/2. Текст бланка: «Фотография и фототипия П. П. Павлова. Основана в 1891 г. Москва, Петровка, Петровские ворота, 27, тел. 51-54. Фотография отделений не имеет».

-оОо-

Из письма П. Щербатову Н. С.:

«Дорогой Николай Сергеевич!

Здоровье моё всё слабеет, ноги болят, теперь левая рука не поднимается и я, должно быть, инвалид. Обстоятельства складываются для меня всё хуже. Из дома выгнали, живу в бывшей молочной, тесно, но что же делать, Господь велит терпеть.

Вдобавок у меня взяли в войска главного моего помощника по сельскому хозяйству – племянника 18 лет, теперь все работы обрушились на меня, жену и жену старшего сына, не знаю, как вынесем, но очень трудно.

Кроме того, в доме моём всё было устроено для пасеки, она была рядом, теперь же всё разбросано в 20 местах и работать трудно, старость сказывается, далеко таскать рамки очень неудобно.

Я живу теперь так тесно, что если приедет кто-нибудь, сын или брат, то ночевать надо в конюшне, я там устроил, благо что они свободны, так как всё стадо молочное, лошади, всё взято…

Прошу не считать меня более сотрудником-фотографом музея, ибо сил у меня нет и обстоятельства складываются так, что я был бы и рад быть среди Вас людей, но не могу...

Письмо это передаст жена. Адрес её Волхонка 6, кв. 6.

П. Павлов.»

(ОПИ ГИМ. 270.2.95. фонд Н. С. Щербатова, с. 32).

-оОо-

N.B. В ахиве ПМ хранится портрет Петрова П. П. работы П., овал 71-57 cм, 1914 г.

«Альбом зданий Московского городского управления», фототипия Павлова П. П., после 1913 г., 40-60 см, 220 табл., около 250 фотографий [ГНИМА, инв. №ИГ-1445].

Некоторые работы П. хранятся в фондах ЦААДМ (ПЦМ, с. 225).

& Попов А. П. Забытая династия // Фотография, 1995, №6, с. 33; Сабурова Т. Г. Московский фотограф Пётр Петрович Павлов (1860-1924) // Москва в начале XX века, М., изд-во «Мосгорархив», 1997 сс. 12-18; Сабурова Т. Г. Московский фотограф Пётр Петрович Павлов // Труды ГИМ, М., 1998, вып. 106, сс. 186-193; ТНШ, сс. 219-229; ТШ2, сс. 168-172; СПРФ, сс. 158-165.

& Попов А. П. Из истории российской фотографии. М. Изд-во Московского университета, 2010.

[?] N.B. Спб в светописи, сс. 246-247 – три фото интерьеров дворца Шереметьевых на Фонтанке, датированные 1890-ми гг. (инв. №№ЭРФт-4161, -4162, -4166). Возможно, это действительно его работы?

Работы Петра Петровича Павлова представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Страница находится в процессе наполнения.

Музеем Российской Фотографии был издан справочник - Анатолий Попов. "Российские фотографы (1839-1930) 3 Тома"