Вильям Каррик

OpenGLAM
Вильям Андреевич Каррик (31.12.1827/Эдинбург, Шотландия - ☦ 11.11.1878/Санкт-Петербург) - (Василий Андреевич; Carrick, William) фотограф, художник-акварелист, владелец фотографии.

Санкт-Петербург, М. Морская, 19, кв. 13 / В. О., 7 линия, д. №34 (с 1876 г.) / 5 линия, д. №1/6.

Родился в Эдинбурге, но с раннего детства жил в Кронштадте, куда переселились его родители в 1828 г. В родословной книге Карриков и отец и дед Вильяма значатся как «санктпетербургские купцы», они закупали в России лес. Девяти лет К. отдали учиться в английскую школу на Васильевском острове, а в шестнадцать лет он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1850 г. (Бархатова Е. В.: 16 сентября 1853 г.

), получил звание неклассного художника [c правом производить строения] и уехал в Италию, в Рим, совершенствоваться в изобразительных искусствах. В 1856 г. вернулся в Россию, где его отец тяжело заболел и из-за Крымской войны фактически раззорился. В 1857 г. К. вывез в Шотландию мать, младших сестру Джесси и брата Джорджа, сам изучил фотографическую технику [у знаменитого фотографа Туна], и, главное, познакомился с техником-фотографом Джоном Макгрегором.

В 1858 г. женился на Александре Маркеловой, журналистке, работавшей в «С.-Петербургских ведомостях». В Санкт-Петербург К. вернулся вместе с Макгрегором и весной 1859 г. открыл портретное ателье на верхнем этаже дома №19 по М. Морской ул. Хотя ателье К. с самого начала пользовалось успехом у заказчиков, большой прибыли оно не приносило, порой хватало денег только на оплату труда Макгрегора. Так продолжалось до февраля 1860 г. К. не прерывал контактов с Академией Художеств и её мастерами, которых он заинтересовал идеей делать фоторепродукции с произведений искусства. Он первый в России овладел этим видом фоторабот. Hlav., p. 128, пишет, что К. великолепно выполнял репродукции с картин, сам составлял эмульсии для их точного воспроизведения. Фоторепродукции произведений художников (преимущественно выпускников Академии художеств) продавались на Невском проспекте.

А. А. Китаев цитирует Ф. Эшби: «Мать Вильяма писала Джорджу в далёкий Эдинбург: “Место на Малой Морской полностью закончили устраивать и наш душка Макгрегор весьма счастлив … Я купила мебель на 280 серебряных рублей … На прошлой неделе они заработали 45 рублей. Сама г-жа Булгакова пришла и привела с собой двух господ. Первый – это красивый офицер юного возраста, а второй – богатый русский купец. Каждый заказал портрет и копию – всего четыре штуки за 30 серебряных рублей. Потом душка Ресанов заказал портрет и копию, и эти работы без сомнения смотрятся как совершенство профессионализма Макгрегора. Этот портрет будет отправлен в Эдинбург на выставку, и после того как его увидят и оценят тысячи шотландских зрителей, будет принадлежать тебе, мой второй сын, врач!”». Из другого письма в феврале 1860 г.: «Всё-таки нельзя возмущаться, как мало они заработали с тех пор, когда открылись. Прежде всего, это ещё новинка, а кроме того, возле нас, на Невском, открылась дюжина таких же заведений. Кроме того, в первые три недели Поста никто сюда не заглянул, и шесть недель до Нового года тоже. В итоге у нас пока не получилось больше трёх месяцев настоящей работы …».

Ф. Эшби: «Он назвал их “Русские типы”, и в итоге, в декабре 1862 г. Наследник Престола Николай, старший сын Александра II, который скончался несколько лет позже от туберкулёза, был так впечатлён от них, что подарил Вильяму бриллиантовое кольцо в знак признательности. Мать Вильяма с гордостью написала об этом, чтобы уравновесить мрачные описания дождливой погоды, которая препятствовала Вильяму и Макгрегору работать этой осенью. “Недавно он получил подарок”, написала она, “бриллиантовое кольцо от Великого Князя, вместе с очень благодарным письмом, в котором он высказывает свою признательность за комплект 40 карт, который Вильям ему отправил, с изображениями крестьян одетых по разным ремёслам и призванию”».

В 1862 г. К. снял серию этнографических фотографий (40 видов в размере визит-карты), назвав её «Русские типы». Наследник Цесаревич Николай (сын Императора Александра II) в декабре 1862 г. за эту работу наградил К. бриллиантовым перстнем. После награды Наследника ателье К. на М. Морской обрело ещё б?льшую популярность. Зимой 1863-64 гг. К. знакомится с М. Зичи, придворным художником. Зичи быстро помог К. реализовать его творческий потенциал по умению репродуцировать произведения искусства; немалую помощь в этом ему оказывал Д. Макгрегор. Результатом работы за эти годы была серия «Петербургские типы и сценки» [?Спб в светописи, с. 19: в 1870 г. он выпустил серию фотографий ... «Петербургские темы и типы»?] и репродукции акварелей М. Зичи, которые продавались на Невском пр.

ВП-67/68: владелец фотографии.

Экспонент Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. «Г. Каррик выставил собрание небольших фотографий изображающих сельский быт наших поселян; считаем долгом обратить внимание комиссии на работы г. Каррика, замечательные не только по исполнению, но главное по прекрасной и полезной цели и по искусному расположению групп и сюжетов; вообще в его работах незаметно позировки, – он как-бы налету схватывает крестьянскую жизнь во время работ, отдыха, обеда. Г. Каррик заслуживает поощрения за свои труды в этом прекрасном направлении» (из доклада эксперта Левицкого С. Л.). VII отделение Экспертного комитета отнесло работы К. к четвёртому разряду.

В 1870 г. годовой оборот фотографии К. составил 10 тыс. руб. Началом путешествий К. по России стал 1870 г. (съёмки в окрестностях Санкт-Петербурга). В 1871 г. предпринял поездку в Симбирскую губ., где был отснят большой этнографический материал, за время поездки было сделано большое количество снимков 10?16 см [в иной день снималось до 25 негативов]. Значительное количество его работ приобрела Публичная библиотека. В следующем году ателье К. продолжало работы по репродукции произведений искусства, например, в больших количествах была отпечатана фоторепродукция с картины Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея».

К. объезжал Симбирскую губернию в 1871 и 1875 гг. Им было сделано несколько сотен снимков представителей всех народностей Поволжья (ССУ, с. 9).

«Фотография Каррика в Малой Морской №19 в С.-Петербурге» [тот же текст на французском языке]; снимки датированы июнем 1872 г., текст на обороте: «Таня в летнем костюме. 12 июня 1872 г. Довольно похожая!» [Из фонда неустановленных лиц, фотографии принадлежали матери А. и Н. Рубинштейнов, ЦММК им. Глинки].

Большая серебряная медаль Политехнической выставки 1872 г. Экспонент I-го отдела по фотографии и фотографированию на Лондонской международной выставке в 1873 г. [без указания в каталоге] (Отчёт секретаря ИРТО Львова Ф. Н. о командировке на выставку). В 1875 г. К. отправляется в новое путешествие. Он побывал в Симбирской, Ярославской, Тверской, Костромской, Казанской, Нижегородской губерниях. В Н.-Новгороде снимал ярмарку.

В 1876 г. К. было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств.

СтФФК: «Собрание, из нескольких сотен образцов типов и костюмов, мужских и женских, снятых фотографом Карриком в губерниях: С.-Петербургской, Новгородской, Тверской, Тульской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, а также в Финляндии... Рядом с Великоруссами являются тут и очень многие инородцы (Финны, Мордва, Татары)».

СФ-978, №12, с. 28. В статье Фелисити Эшби, внучатой племянницы К.: в 1859 г. на М. Морской ул. в Спб открыл фотостудию. Его компаньоном стал специалист по технике фотографии шотландец Джон Мак-Грегор. На М. Морской снимал до октября 1876 г., а потом перевёл свою студию на Васильевский остров. СФ-983, №4, с. 36 – статья Ф. Эшби о К.;. См. также СФ-989, №2, с. 38, МорРХФ, сс. 53-56.

В «Записках ИРТО» за 1879 г., вып. 3, есть воспоминания В. И. Срезневского «Воспоминание о Василии Андреевиче Каррике». Некролог К. опубликован в «Обзоре графических искусств» за 1878 г., №1, с. 4. В журнале «Светопись», 1879, №9-10, с. 20 – биографический очерк о К.

ПМ, инв. №26829/5 фото ателье К. с автографом 24 марта 1883 г. В фотофонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 снимков «уличных типов», выполненных К., 60 из них переплетены в альбом (инв. №10831 ф.). Фотографии «русских типов» К. хранятся в коллекции Ф. Эшби (NRWH, p. 343).

В. Р. С. Ралстон писал: «каждый раз, когда какой-нибудь живописный русский проходил мимо их окон, они (К. и его партнёр Джон Макгрегор] немедленно выскакивали на улицу, и делали его портрет, чтобы добавить в свою галерею». Таким образом создавалась уникальная подборка портретов русских мужчин и женщин конца 1800-ых гг.

Половцов А. А. Русский биографический словарь: «Каррик, Вильям Андреевич, художник, живописец и фотограф, предпринимал экспедиции внутрь России для снятия типических изображений и видов местности и составил любопытную коллекцию их; † 11 ноября 1878.».

Из интернета: «Вильям Каррик был женат на переводчице А. Г. Маркеловой. У него было два сына, Дмитрий и Валерий. Кроме того, он усыновил Григория, сына жены от первого брака. Григорий стал фотографом, а Валерий — знаменитым карикатуристом. Жена Валерия Александра (прозвище «Сашура») была либералкой и нигилисткой, а также единственной в то время журналисткой в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Хранительницей, исследовательницей и популяризатором наследия В. Каррика была его внучатая племянница Фелисти Эшби (Ashbee, Felicity, 1913-2008), жившая в Эдинбурге. Для журнала “Советское фото” ею были написаны две небольшие статьи, заново открывшие читателю страницы жизни и творчества Каррика.

& Срезневский В. И. Воспоминания о Василии Андреевиче Каррике. Записки ИРТО, Спб., 1879, сс. 114-118.

Ф. Эшби. Новое о Вильяме Каррике. / «Советское фото, 1985, №4, сс. 36-37.

F. Ashbee. The Carricks of St. Petersburg. in “The Caledonian Phalanx”, Edinburgh, 1987, рp. 90-105.

F. Ashbee. William Carrick: A Scots Photographer in St. Peterburg (1827-1878), in “History of Photography”, Vol. 2, Number 3, July 1978, рp. 207-222.

Петров С. Б. Автор «Симбирского цикла» (очерк) / Краеведческие записки Ульяновского краеведческого музея, вып. 8, Ульяновск, 1989, сс. 33-41).

Мясникова Л. Г. Петербургские разносчики в фотографиях (по материалам фото-фонда ГМИСПб) / Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга, вып. II, СПб: 1997, сс. 118-123.

Коллктив авторов. Вильям Каррик. Картины русской жизни. Каталог выставки. Санкт-Петербург, Росфото, 2010, 216 сс.

N.B. 1. Биографическая справка в РФ-100 изобилует неточностями.

2. В ГАРФ есть документы о К. – ф. 109, 1 эксп., оп. 5, 1857, ед. хр. 382, лл. 25-26 об.

3. По сообщению Шиповой Т. Н., в 1859 г. сотрудничал с Гохом Я. под фирмой «В. Каррик и К о »; возможно, в 1858 г. сотрудничал с Клодтом К. К.

Каррик Вильям (Василий Андреевич; 31.12.1827, Эдинбург –11.11.1878, Санкт-Петербург). Фотограф, художник – акварелист. Женат (с 1868 г.) на Александре Григорьевне Маркеловой (1832-1916), детской писательнице и переводчице. По национальности шотландец, сын кронштадтского лесоторговца А. В. Каррика (1802-1860). Родился в Шотландии, в годовалом возрасте привезен в Россию. В 1845/46 гг. семья Карриков переехала в Петербург и проживала на Васильевском острове, в угловом доме №18/1 по Биржевой линии и Биржевому переулку. Учился В. Каррик в частной школе Фишвика. В 1844 г. поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение, одновременно брал уроки акварельной живописи у А. П. Брюллова. 16 сентября 1853 г. окончил Академию художеств «со званием неклассного художника с правом производить строения». За свой счет отправился в Италию (1853-1856), где увлекся новым видом искусства – светописью. Фотографии Каррик учился в Шотландии у знаменитого фотографа Туна. В Эдинбурге познакомился с фототехником Джоном Мак-Грегором, которого пригласил ехать в Россию на правах компаньона и помощника. В июне 1859 г. в верхнем этаже дома №19 по Малой Морской открылось фотоателье Каррика, в тором он работал с Мак-Грегором (умер в 1872 г. в Петербурге). Позже ателье В. Каррика, согласно рекламным маркам, помещались на Васильевском острове, 7 линия, дом №34 и 5 линия, дом №1/6.

В творчестве В. Каррика можно выделить три направления: фотопортрет, этнографическая фотография (типажи крестьян, городских ремесленников) и фоторепродуцирование картин русских художников. В ателье В. Каррика снимались Д. И. Менделеев, В. М. Гаршин, Н. Н. Ге, драматический актер В. В. Самойлов, венгерский художник М. Зичи, работавший в Санкт-Петербурге, декабрист С. И. Кравцов, вернувшийся из сибирской ссылки, командир л.-гв. конного полка князь В. Д. Голицын, наставник Великого князя, наследника престола Николая Александровича полковник Рихтер, члены семьи Манзей, выходцы из Шотландии. В феврале 1877 г. по просьбе художника И. Н. Крамского, писавшего по заказу П. М. Третьякова портрет Н. А. Некрасова, В. А. Каррик сфотографировал больного поэта в кровати, которая оказалась последней его фотографией. Второе направление в творчестве В. Каррика – фотографирование крестьян и городских простолюдинов, занятых своим повседневным трудом, т. н. серия снимков «Русские типы». Начал снимать в Петербурге и окрестностях города, в районе Черной речки. Коллекция петербургских типажей состояла из 300 снимков. В декабре 1862 г. с коллекцией познакомился великий князь, наследник престола Николай Александрович и пожаловал фотографу кольцо с бриллиантом. Каррик подарил наследнику 40 снимков и получил от него благодарственное письмо. Следующая серия фотографий была сделана в 1871 и в 1875 гг. в поездке по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска. Серия состояла из 200 фотографий, запечатлевших крестьян на работе, ярмарке, на гулянье и пахоте, на рубке леса. Фотографии вызвали восхищение А. Н. Брюллова и В. В. Стасова. Большое количество фотографий В. Каррика из этой серии было использовано в качестве иллюстраций многотомного юбилейного издания «Великая Реформа» (М.:1911). В 1869 г. на выставке в Академии художеств с успехом экспонировались фотографии под названием «Сельский быт». В 1876 г. за достижения в светописи получил звание «Фотографа Императорской Академии художеств». В. Каррик вместе со своими коллегами А. И. Деньером, С. и Л. Левицкими, И. В. Болдыревым и другими был учредителем V Отдела «Светописи и ее применения» в Русском Техническом обществе. В 1872 г. фотографии «Русские типы» экспонировались на Международной выставке в Лондоне и получили награду. В. Каррик одним из первых стал заниматься фоторепродуцированием произведений живописи. Зимой 1863/64 г. он познакомился с придворным художним-акварелистом Михаилом Зичи, который написал акварелью портрет императора Александра II, стреляющего в медведя. Император заказал Каррику 25 фотокопий с акварели для подарка участникам удачной охоты. Плодотворное сотрудничество Каррика и Зичи продолжалось до смерти фотографа. В 1880 г. в Санкт-Петербурге был издан «Каталог выставки фотографических снимков с картин придворного художника профессора М. Зичи, исполненных фотографией Каррика». По просьбе художников фотографировал пейзажные мотивы, типажи, которые почти без изменений входили в картины. В фондах Российской Национальной библиотеки хранится «Альбом русских художников. Фотография Каррика». В нем фотографии с картин как известных, так и утраченных, работ И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, М. К. Клодта, К. А. Савицкого, Ф. С. Журавлева, А. И. Корзухина, Л. И. Соломаткина, В. М. Васнецова, Ю. Ю. Клевера и других мастеров кисти. Умер Вильям Каррик в ноябре 1878 г.; простудившись, перебегая с мокрыми негативами из здания Академии художеств в свою мастерскую, помещавшуюся на 5 линии Васильевского острова. Похоронили фотографа и художника на Смоленском кладбище, могила не сохранилась.

Ателье Вильяма Каррика унаследовал его приемный сын Григорий Каррик, который издавал работы отчима в виде альбомов и отдельных фотографий. Архив В. Каррика и негативы фотографий хранятся в Лондоне у его внучатой племянницы Фелисити Эшби, занимающейся изучением и пропагандой его наследия. В 1987 г. в Эдинбурге прошла выставка этнографических фотографий замечательного русского фотографа. У Эшби хранятся несколько акварельных семейных портретов кисти Вильяма Каррика. Фотографические снимки В. Каррика хранятся в Государственном Эрмитаже, в Российской Национальной библиотеке, в музее Пушкинского Дома, во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Петербурге, в Государственном Историческом музее в Москве, в частных собраниях Москвы и Петербурга.

Литература: Срезневский В. Воспоминания о В. А. Каррике // Записки Императорского русского технического общества. Вып. 3. СПБ: 1879: С. 116-117; Каррик В.А. Биографический очерк. Светопись. СПБ: 1879: №9-10.С.40; Морозов С. Русская художественная фотография. М.: 1961: С. 41-51; Эшби Ф. Фотограф с Малой Морской.// Юность: 1976: №7: сс. 100-102; Эшби Филисити. Из “Симбирского цикла” В.Каррика // Советское фото. 1978: №12: С. 28-29; Эшби Фелисити. Новое о Вильгельме Каррике // Советское фото. 1985: №4. С. 36-37; Епат Ю. Столичный фотограф // Нева. 1986: №8. С. 187; Scottisc masters. William Carrick: his life by Felicity Achbee. Eginburg. 1987; Achbee Felicity, Julic Lawson. Scottisc maste а rs. William Carrick, 1828-1878. Eginburg. 1987. S. 73-84. Епат Юрий. Последнее фото поэта // С.-Петербургские ведомости. 1992, 21 октября; Сабурова Татьяна. Русский фотограф //. Мир музея. 1996: №4. С. 56-63; Епат Ю. Г. Неизвестная фотография декабриста С. И. Кривцова (По материалам фотофонда Всероссийского музея А. С. Пушкина) // Пушкинский музеум. Альманах. СПБ: 1999: С. 59-65; РГИА, ф.789, оп. 14-д, д. 103-к, лл. 3-6.

Ю. Г. Епат

Из доклада Дж. Лоусона (Национальные галереи Шотландии) «Шотландская национальная коллекция фотографии» (Международная конференция «Фотография в музее: условия хранения и экспонирования»): «Отец Каррика, преуспевающий российский лесоторговец, сохранил тесные связи с Шотландией. Он женился на молодой шотландской девушке Джесси Лаудер, и их первый сын, Уильям (Вильям), появился на свет в Эдинбурге. Несколько месяцев спустя он был отвезён в Россию, где и воспитывался. Уильям Каррик изучал живопись в Императорской Академии художеств, а затем в Риме. ... В 1859 г. Каррик открыл одну из первых фотостудий Санкт-Петербурга, пригласив в компаньоны молодого шотландца Джона МакГрегора. Фотографии, ставшие результатом их совместной работы, служат замечательным источником сведений о жизни императорской России ... Другая замечательная серия фотографий, сделанных Карриком и МакГрегором отражает жизнь и трудовые будни русских крестьян на Волге, в Симбирской губернии. … За первые 25 лет существования Национальная Коллекция фотографий организовала более 80 выставок (включая выставку фотографий Уильяма Каррика в 1987 г.)».

& Ashbee, Felicity, «The Carricks of St-Petersburg», in The Caledonian Phalanx: Scots in Russia, (Edinburgh, 1987).

Работы Вильяма Каррика представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Страница находится в процессе наполнения.

Музеем Российской Фотографии был издан справочник - Анатолий Попов. "Российские фотографы (1839-1930) 3 Тома"

«Вильям Каррик». Выставка в Музее Российской Фотографии

10.12.2018 - 10.07.2019 /

Коломна, Кремль, Исаева 19

/ Куратор проекта -

Ирина Аликина, арт-директор МОК