Николай Александрович Петров

OpenGLAM
Николай Александрович Петров (06.09.1876/Елец - ☦ 1940/Киев) - фотограф-пикториалист, преподаватель фотографии в Киевском Политехническом институте.

Киев, Мариинско-Благовещенская, 74, кв. 7.

С 1894 по 1902 г. обучался в Рижском политехническом институте. В 1900-1903 гг. ездил в Германию для занятий химией и фотографией в Фотографическом институте в Карлсруэ.

Как фотограф дебютировал в 1896 г. на фотовыставке в Риге. Золотой жетон Рижской фотовыставки 1896 г. (ФЛ-96, ст. 387). ФЛ-97, ст. 398-400, статья «О негативных плёнках», подписанная «Н. Петров». В статье есть ссылка на покупку плёнок в Берлине, Москве и Риме).

П. считал, что выставки «должны вызывать удовлетворение эстетических запросов посетителей».

Он предложил перейти от распространенных ранее сборных фотоэкспозиций к организации художественных фотосалонов. Как следствие, он стал инициатором, организатором и участником ряда отечественных и зарубежных фотовыставок. Например, в Риге (1896 г.), Петербурге (1905 г.), Москве (1908 г.), Саратове (1908 г.), Казани (1909 г.), Дрездене (1909 г.), Будапеште (1910 г.), Киеве (1911, 1922, 1928, и 1936 гг.), Антверпене (1912 г.), Иркутстке (1912 г.), Лондоне (1913 г.), Одессе (1915, 1917 гг.), Гамбурге (1916 г.).

ФЛ-901, № 11 – фото П. «Портрет крестьянина».

С 1903 г. постоянно проживал в Киеве. ФЛ-903, ст. 339-340 – заметка П. о рецепте платинового виража для бромосеребряной бумаги. 9 января 1904 г. из Ельца П. отправляет письмо в редакцию ИзвРОЛФ, подписанное: Член-корреспондент Фотографического общества в г. Карлсруэ, действительный член Киевского фотографического общества «Дагерр».

ФЛ-904, №3, ст. 112: «19 декабря 1903 г. действительный член О-ва «Дагерр» П. в заседании общества сделал сообщение об «Озотипии» с демонстрацией своих работ, выполненных этим способом»; 24 января 1904 г. демонстрировал диапозитивы. ФЛ-904, ст. 338-339 – заметка П. о работе на бумаге «Мультико» и плёнках NPG. Диплом 1-й степени на 1-м Международном конкурсе световых картин ДАГ в Киеве в 1904 г. (ФЛ-904, №5, ст. 192).

22 января 1905 г. избран членом правления ДАГ (ФЛ-905, №4, ст. 150). Член экспертной комиссии конкурса и 2-й фотовыставки ДАГ в 1905 г. (ФЛ-905, №5, ст. 350). Серебряная медаль на Международном конкурсе СпбФО в 1905 г. (ФЛ-907, №3, с. 87); ФИс-907, №4, с. 64: серебряная медаль Международного конкурса Спб фотографического общества в 1905 г. (конкурс закрыт 1 марта 1906 г.). 2-го декабря 1905 г. П. принял обязанности секретаря О-ва «Дагерр» от Н. И. Бобира. С этого времени правление О-ва стало находиться в квартире П. [Мариинско-Благовещенская, 74] (ФЛ-906, №3, с. 95).

В 1906 г. председатель V отдела Киевского отделения ИРТО, председатель ДАГ, преподаватель фотографии в Киевском Политехническом институте с октября 1906 г. (ПовРФО-907, №6, с. 145 со ссылкой на один их номеров «Киевской речи»).

ФЭС, Минск, с. 28: «Курс фотографии читал профессор Н. А. Петров в Киевском политехническом институте с 1906 г.».

Иногородний член РФО с 1906 г. (Сп. 1.10.06, Сп. 15.8.09, Сп. 1.2.14), избран 8 марта 1906 г. (ПовРФО-906, №7, с. 183). ФЛ-907, №4, сс. 102-104, статья П. «Озобром» – очень хорошее изложение сущности метода. Дополнение «Ещё об озоброме» в ФН-907, №5, с. 136. ПовРФО-907, №6, с. 145 и ФЛ-907, с. 90 – со ссылкой на один из октябрьских номеров «Киевской речи»: «Чтение курса фотографии в нашем институте [Киевский политехнический институт] поручено председателю V отдела Киевского отделения ИРТО и Общества фотографов-любителей «Дагерр» Н. А. Петрову, изучавшему светопись и применение её в науке и технике у проф. Ф. Шмидта в Карлсруэ».

4 октября [1906 г.] г-н Петров прочёл перед советом Политехнического института пробную лекцию, темой которой служила цветная фотография». В 1907 г. П. был председателем V отдела Киевского отделения ИРТО и председателем Киевского общества фотографов-любителей «Дагерр» («Светопись», 1907, №14, с. 167).

30 ноября 1907 г. в ДАГ прочитал доклад «О новых путях в области цветной фотографии». 14 декабря 1907 г. на общем собрании членов ДАГ сделал сообщение о применении двухромовокислых солей для получения гармоничных негативов при снимках сюжетов, богатых контрастами.

9 февраля 1908 г. вновь избран председателем ДАГ. На Международной фотовыставке 1908 г. в Москве, организованной Московским художественно-фотографическим обществом, получил высшую награду – почётный диплом. «Светопись», 1908, №3, с. 87: «Почётный диплом (Gran-prix) на Московской Международной фотовыставке в марте 1908 г.». ВФ-908, №6 – опубликованы работы П.: «Вечер» (бромойль, 18?24), «Над прудом» (бромойль, 14?19). Малая золотая медаль на Саратовской фотовыставке в 1908 г. (ФН-908, №10, с. 173). ВФ-908, №11, с. 308: 24 октября 1908 г. избран экспертом конкурса молодых любителей фотографии гор. Киева; на этом же собрании П. прочитал для членов ДАГ доклад «Новый способ получения гармоничных негативов при больших недодержках».

ВФ-908, №12, сс. 327-328, письмо П. «К русским фотографическим обществам» с идеей организации «круговых» передвижных фотовыставок. Председатель 2-го Съезда русских деятелей по фотографическому делу в 1908 г. в Киеве (ВФ-910, с. 34).

Экспонент Международной фотографической выставки 1909 г. в Дрездене (КД-909, с. 245). Почётный отзыв – высшая награда на Второй фотовыставке в Казани в 1909 г. «за портретную съёмку и пейзаж» (ФЛ-909, с. 255). Член редакционной комиссии журнала «Вестник фотографии» (ВФ-909, №11, ВФ-912). Председатель ДАГ в 1909 г. (ФЛ-909, №3). В 1909 г. опубликовал обращение «К русским фотографическим обществам» с предложением обмениваться лучшими фотоработами. ФЛ-909, сс. 122-124 опубликовано письмо П. к Прокудину-Горскому С. М. Председатель фотографического отдела Киевского отделения ИРТО (Отчёт ИРТО за 1910 г.). Член редакционной комиссии киевского журнала «Инженер» (Записки ИРТО, 1910, №1, объявления). Почётный отзыв (высшая награда) на 2-й фотовыставке в Казани 7 июня 1909 г. за портретную съёмку и пейзажи (ФЛист-909, с. 157). Сотрудник Русского отдела Международной фотографической выставки 1909 г. в Дрездене. Экспонировал снимок «Снег и солнце» (ФЛ-909, с. 281). 15 ноября 1909 г. за выдающиеся заслуги в фотографии П. избран Дрезденским фотографическим обществом членом-корреспондентом [ранее избраны профессора: Мите, Эдер, Эммерих] (ВФ-910, с. 121).

ВФ-910, №1, с. 15: «В мае 1910 г. в Будапеште устраивается … Международная фотографическая выставка. Дирекция названной выставки поручила преподавателю фотографии при Политехническом институте Императора Александра II в Киеве, председателю Общества фотографов-любителей «Дагерр» и Фотографического отдела Киевского отделения ИРТО Н. А. Петрову [организацию русской коллекции]». ФЛист-910, с. 14: Дирекция Международной фотографической выставки в мае 1910 в г. Будапеште поручила организацию русской коллекции для Отдела художественной светописи – преподавателю фотографии при Политехническом институте Императора Александра II в Киеве, председателю Общества фотографов-любителей «Дагерр» и председателю Фотографического отдела Киевского отделения ИРТО Н. А. Петрову». ВФ-910, с. 160: Супруга П. 11 марта 1910 г. избрана членом О-ва (ДАГ) par acclamation [без голосования]. На Международной фотовыставке в Будапеште в 1910 г. награждён золотой медалью (ВФ-910, с. 222). Участник Международной фотовыставки в Риге в 1910 г. (ВФ-910, с. 270). Избран членом жюри Салона художественной светописи, организуемым ДАГ – Н. А. Петров – преподаватель фотографии Политехнического института Императора Александра II. (ВФ-910, с. 285). Член жюри по приёмке экспонатов Салона художественной светописи. В 1910 г. предложил способ получения с имеющегося негатива обращённого дубликата (ФН-916, №10, с. 165).

Каталог «Салон-911»: преподаватель фотографии Политехнического института Императора Александра II, член жюри по отбору экспонатов на Салон; экспонировал 10 своих работ и из своей коллекции – работы западных мастеров. В конце 1911 г. ушёл с поста председателя Киевского общества «Дагерр» (ФН-912, №4, с. 70).

В 1912 г. избран почётным членом Одесского художественно-фотографического общества «в уважение к выдающейся деятельности его в области художественной фотографии» (ВестОФО-912, с. 38); Гамбургским обществом ревнителей фотографии избран в члены-корреспонденты (ВФ-912, с. 71).

23 ноября 1912 г. избран почётным членом ДАГ (ВФ-912, с. 385).

30 января 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии на чрезвычайном собрании членов РФО избран почётным членом РФО (ЖНО-913, №2, с. 11). Участник 3-й Иркутской фотовыставки, экспонировал портреты (ВФ-912, с. 164). Участник, вне конкурса, на 4-й Иркутской фотовыставке в апреле 1913 г., демонстрировал коллекцию фоторабот иностранных мастеров: Беннета, Бригмана, Гольденского, Грина, Дюркоопа, Кэбезира, Ф. Э. Смита и др. (ВФ-913, №5, с. 145, то же, ФН-913, №6, с. 93).

NB. Часть работ из этой коллекции находится у Л. Д. Курского; составитель видел их 2.06.1993, сохранность превосходная.

28 августа 1913 г. избран почётным членом Иркутского фотографического общества (ВФ-913, №10, с. 295). Соредактор (с Донде А. М.) журнала «Вестник Фотографии» (1912-1914). Заведующий редакцией художественного отдела журнала «Вестник фотографии» (Отчёт о деятельности РФО за 1913-1914 гг., с. 7). 4 января 1913 г. прочитал лекцию для членов Воронежского фотографического общества о художественной портретной фотографии (ФН-913, №3, с. 45). ВФ-913, №1, с. 28: в ежегоднике F. Matties-Masuren “Die photographishe Kunst in Jahre 1912” впервые опубликована довольно обширная статья П. о совремённои положении фотографического искусства в России. Участник «Салона художественной фотографии» 20.10-13.11.1913 в Нижнем Новгороде (ВФ-914, №1, с. 27).

8 января 1914 г. в Воронеже выступил с демонстрацией своих работ и сообщением по новинкам фотографической техники перед членами Фотографического общества и приглашёнными гостями (ВФ-914, сс. 59-60).

Член группы «Молодое искусство» (ВФ-914, с. 27) [достоверность информации сомнительная].

В английском ежегоднике F. J. Mortimer “The Photograms of the Year 1914”, изд. Hazell, Watson and Viney в Лондоне, опубликован очерк П., посвящённый развитию художественной фотографии в России, опубликованы его фотоработы (ВФ-914, №1, с. 27). Участник «Салона художественной фотографии» в Симферополе в апреле 1914 г. Восторженные отклики в местной прессе (ВФ-914, сс. 173-176). Участник 2-й фотовыставки Забайкальского фотографического общества в Чите 26.12.1915 - 6.01.1916 (ФН-916, №2, с. 34). 14 апреля 1915 г. избран почётным членом ОФО. На этом же собрании П. прочитал доклад «О художественной портретной фотографии» (ФН-915, №6, с. 95). Участник Салона художественной светописи ОФО в 1915 г. «Останавливают внимание хорошие снимки Н. А. Петрова» (ФН-915, №6, с. 97 со ссылкой на заметку в газете «Южная мысль»).

КатОд-XXV, сс. 25 и 71: почётный член ОФО, участник юбилейной выставки 1916 г. в Одессе. Преподаватель Политехнического института Императора Александра II (ВФ-917, №1, реклама «Известий Киевской рентгеновской комиссии»).

-оОо-

Источники советского периода: В 21 год участвует в Рижской фотовыставке 1896 г. и получает первую золотую медаль [точно – золотой жетон]. Получил агрономическое образование и специальность химика. В Карлсруэ (Германия) совершенствовался в фотографии у профессора Ф. Шмидта. По возвращении из Германии в 1903 г. [?] поселился в Киеве. Участвует на многих заграничных и русских выставках, неизменно получает награды. Публикует в русских и заграничных изданиях ряд больших статей по вопросам фотографического искусства и художественной техники фотографии. Вводит усовершенствования в области методов печати (озобром, гумми, многоцветная комбинационная фотопечать при помощи озоброма), тонирования снимков и т. п. Успешно преподаёт фотографию в вузах Киева – Политехническом (с 1906 г.), Фотографическом институте им. Октябрьской революции (с 1920 г.), в Киноинституте (с 1930 г.), читает курсы, лекции и доклады в фотографических обществах Киева, Москвы, Воронежа и Одессы. Бессменный председатель Киевского фотографического общества «Дагерр» с 1906 по 1911 г. Председатель II съезда русских деятелей фотографии (Киев, 1908 г.), работал комиссаром русских отделов на международных фотовыставках, председатель Киевского Салона художественной светописи в 1911 г. Редактор художественного отдела московского журнала РФО «Фотографический вестник» (1911-1915); как художник участвовал в 15 отечественных (в Москве, Петербурге, Киеве, Саратове, Вятке, Риге, Одессе, Казани, Воронеже) и 7 заграничных выставках, главным образом в жанре портрета и пейзажа; почётный член многих фотографических обществ. После 1917 г. успешно преподает фотографию в вузах Киева - Политехническом институте (до 1920 г.), Фотографическом институте имени Октябрьской революции (с 1920 г.), в Киноинституте (с 1930 г.), получает ученое звание профессор, опубликовал более 40 работ на европейских языках. В Примерных плане и программе фотографической и фотопромышленной выставки 1925-1926 гг. [она состоялась?] предполагалось, что П. будет рефери художественного подотдела.

ПТФ: «Его [П.] лучшие снимки отлично представляли на выставках жанр психологического камерного портрета».

Пионер и пропагандист бромомасляного способа печати. Его ученики: И. Бохонов, П. К. Новицкий.Профессор, опубликовал более 40 работ на европейских языках. После 1936 года П. неизлечимо болен – его разбил паралич.

-оОо-

Аноним «Украина. Фотографы. 1829-1914 годы»: И, наконец, одним из ярчайших фотомастеров Киева и Украины, подлинным аматором [любителем] и идеологом фотографической жизни начала XX в. следует признать Н. Петрова, о котором мы рассказывали июньском журнале в 2009 г. Из многочисленных фотовыставок, прошедших за полвека с 1867 по 1917 гг. выделим две. В 1908 г. была проведена Международная фотовыставка (84 экспонента). По ее итогам журнал «Искусство Печатное дело» (1909) писал, что «Даже громкие шилии [фамилии?] иностранцев не в силе были приуменьшить позитивное качество работ, выставленных членами общества «Дагер» ни в каком отношении». В 1911 г. в помещении городской публичной библиотеки прошел Международный салон художественной светописи, на котором были показаны работы цвета мирового фотоискусства. Кроме работ киевлян, были продемонстрированы произведения мастеров из Австрии (51), Америки (48), Англии (50), Германии 8), России (84), Франции (24) и других стран. И в завершение следует отметить важную роль, которую сыграли в развитии киевской фотографии фотоотдел ИРТО и «Общество фотографов-любителей «Дагер», созданные соответственно в 1888 г. и 1901 г. О них было рассказано мною в публикациях журнала «DFoto» (2008, № 7/8 и 10).

«Озобром», 12 сс., Киев: изд. ОФЛ «Дагерр», 1910; Фотографические выставки и художественная светопись // Вестник фотографии, 1912, сс. 41-44; Австрийский «Трилистник»: Г. Ватчек, Г. Геннеберг и Г. Кюн //Вестник фотографии, 1912, сс. 77-79; Живописцы и фотографы // Вестник Одесского фотографического общества, 1913, №2, сс. 19-22); Исторический очерк развития и опыт классификации фотографических способов печати на солях хромовой кислоты, издание РФО, ц. 50 коп. (реклама в ВФ-918, №1-2, 3-я с. обложки).

«Краткая энциклопедия. Словарь-справочник по всем вопросам фотографии и фототехники» изданный 1936 г.(последняя известная работа) П.

& Болтянский Г. Выдающийся русский фотохудожник. // Советское фото. 1940. №6, с. 17. Чудаков Г. Николай Петров – теоретик и практик // Советское фото, 1990, №9, сс. 30-32); МорРХФ, с. 121-123, 129-134, 144-145, 156; МорСХФ, с. 14, 23, 24, 84, 115, 267.

«Советское фото», 1937 г., статья Дусавицкого: «Он неутомимо работал над тем, чтобы вывести российскую фотографию из состояния кустарщины и любительства и поднять ее на высоту. Петров был тем, кто открыл «окна в Европу»для российскогофотоискусства».

Работы Николая Александровича Петрова представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Страница находится в процессе наполнения.

Музеем Российской Фотографии был издан справочник - Анатолий Попов. "Российские фотографы (1839-1930) 3 Тома"