Серьезно увлекся фотографией в 12-летнем возрасте. Помимо этого занимался живописью и графикой, закончил музыкальную школу по классу альта. В 1980 г. закончил международное отделение факультета журналистики МГУ и год работал редактором Гостелерадио. С 1981 г. - свободный фотограф.
С 1988 г. по 1996 г. Александр активно сотрудничал с журналом "Наше Наследие". Снимал в основном природу, архитектуру, произведения искусства. Сделал много альбомов, книг, календарей по скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству и архитектуре. Все это он снимал на цветные слайды (от 6х9 до 18х24 см.), которые обрабатывал самостоятельно.
Однако в творческой фотографии он признавал только черно-белое изображение. Снимал, в основном, пейзажи, фрагменты различных природных образований и архитектуры, иногда натюрморты. К технической стороне фотографии относился с особым вниманием, старался добиваться наивысшего качества на всех этапах создания снимка, поэтому все делал сам: от составления растворов до разработки профиля багета для оформления отпечатков. Использовал различные камеры: Nikon, Leika, Rolleiflex, крупноформатные камеры 9х12, 13х18, 18х24. Предпочитал пленку Ilford и бумагу Agfa, а также некоторые сорта отечественных фотобумаг. Использовал самые сложные технологии, тонирование и вторичное проявление, однако стремился к тому, чтобы законченная фотография выглядела естественно.
Александр не относил себя ни к каким художественным направлениям и не интересовался модными концепциями, в принципе не придавал значения сюжету, стремясь, прежде всего, выявить систему гармонических отношений, присущих изображаемому предмету, или использовал различные объекты как материал для собственных эстетических построений. Считал, что главное в искусстве - красота, и был совершенно согласен с Оскаром Уайлдом в том, что художник - это тот, кто создает прекрасные вещи. Он был уверен в том, что " ... красота - есть лучшая часть реального мира, именно та его часть, которая не только существует, но и заслуживает существования", и определял красоту как преображение материи через воплощение в ней высшего духовного начала.
Марина Викторова
Работы Александра Ильича Викторова представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).