Что обычно считают достаточным знать о фотопечати? Подобрать бумагу к негативу, взять свежие растворы, отцентрировать лампу в увеличителе, выбрать нормальную выдержку — вот и все. А между тем печать — такой же творческий процесс, как и съемка. Более того, говорят, что под увеличителем можно «выиграть потерянное сражение», а можно и «потерять найденное».
Вот на что, во-первых, мне хотелось бы обратить ваше внимание. То, что мы снимали, обычно живо в нашей памяти, и свой отпечаток мы как бы домысливаем, видим в нем то, что когда-то волновало нас в момент съемки. Но зритель-то этого не видел, перед ним — отпечаток, и если он неудачен, то, естественно, восторгов не вызывает. Мы же недоумеваем: почему? Такой хороший снимок...
Отсюда — главное правило творческой печати: помнить свой замысел при съемке и видеть отпечаток глазами зрителя. Начнем с самого простого: с выбора экспозиции. Известно, что отпечаток должен иметь глубоко-черные, ярко-белые и серые тона, т. е. быть нормально экспонированным. Всегда ли этого достаточно?
«Туман в лесу» (фото 1), напечатанный с нормальной экспозицией, выглядел бы совсем иначе. Черные тона уничтожили бы воздушность, призрачность весеннего леса, а значит, и замысел снимка. Здесь потребовалась выдержка гораздо меньшая, чем нормальная. А вот в снимке «Гвоздика» (фото 2) — наоборот: при нормальной выдержке в кадре было бы больше серых тонов, но тогда солнечные блики, ради которых и делался снимок, потеряли бы свою яркость. Этот отпечаток пришлось слегка переэкспонировать. Как во время съемки, так и во время печати — выбор экспозиции — вопрос глубоко творческий и определяется замыслом снимка.
- А умеете ли вы проявлять? Да, да, просто проявлять бумагу? Получив тусклый, невыразительный отпечаток с некрасивыми тонами, обычно винят качество бумаги. Чаще же причина кроется в другом — в неумении проявлять ее. Богатства тонов можно достигнуть лишь при полном, иначе говоря — глубинном, проявлении, и это, во-первых, зависит от времени обработки. Указанное на упаковке время (2 минуты) не всегда бывает достаточным. Время проявления бумаги такое, в течение которого продолжают усиливаться темные тона, без пожелтения белых. Не бойтесь перепроявления — перепроявленных отпечатков не бывает — есть переэкспонированные.
И второе — это перемешивание раствора во время проявления. Прием всем хорошо известный, но многими часто пренебрегаемый. Неподвижно лежащий в кювете отпечаток никогда не приобретает той сочности и красоты тонов, на которые способна ваша фотобумага. Оно и понятно: проявитель, вступая в химическую реакцию с фотоэмульсионным слоем, лишь в первые моменты сохраняет свою активность, а потом загрязняется продуктами реакции — бромидами, истощается. И если раствор не перемешивать, то получается, что мы работаем истощенным проявителем. Удачи здесь ожидать не приходится. С испорченного негатива — завуалированного, слишком плотного или, наоборот, прозрачного — хорошего отпечатка не получить. Но, даже имея идеальный негатив, всегда ли вам удается полностью передать его достоинства в снимке?
Существует такое понятие: широта фотоматериалов, т. е. их способность воспроизводить тональную гамму. Чем больше серых оттенков, тем шире гамма.
Так вот, широта негативных материалов гораздо выше, чем позитивных, и поэтому даже хорошо проработанный негатив не просто перевести в позитив. Здесь на помощь приходит маскирование — прием очень важный в творческой печати. В нашей практике крайне редко удается без него обойтись. Заключается оно вот в чем. На разные участки изображения подбираются разные выдержки соответственно их плотности.
Так, в снимке «Зима» (фото 3 и 4) выдержка, позволившая хорошо проработать снег, оказалась недостаточной для неба — как видите, в первом варианте оно белое. Между тем в негативе есть и небо, и солнце. Во втором варианте на небо была дана дополнительная выдержка. Снег при этом был прикрыт тенью от руки. Правда, дома получились излишне темными — здесь было бы правильнее использовать в качестве маски кусочек картона, вырезанный по контуру крыш.
Маскирование — прием, который открывает большие возможности для творческого осмысления своей работы. Наш пример — это самый простой случай: здесь надо было просто перевести в позитив то, что есть в негативе. Чаще же к маскированию прибегают для выделения главного в снимке.
Конечно, при первой печати трудно бывает сразу сообразить, где нужно запечатать, а где - ослабить. Обычно вначале делают контрольный отпечаток, добиваясь полного соответствия негативу. И уж затем, проанализировав изображение, создают «схему» маскирования и кадрирования. Проанализировать — дело не простое. Разберем ход такого анализа на примере снимка «В ожидании весны» (фото 5 и6).
Уголок заснеженного сада, но солнце уже припекает, обнажив местами землю. Тепло солнечных лучей особенно ощущается при взгляде на полосатую от теней забора лавочку с опрокинутым ведром. Оно как бы отдыхает в ожидании уже близких весенних хлопот. Хороший натюрморт!
Но не слишком ли много фона? Верх кадра явно перегружен деталями, выглядит тяжелым. А нужно ли так много проталин? Если убрать нижнюю - снимок от этого ничего не потеряет. Так же безболезненно можно откадрировать его и по бокам. Ничего лишнего! — вот основное правило кадрирования. Собственно, такой анализ должен происходить во время съемки, качество снимка от этого улучшилось бы — ведь увеличение при печати влечет за собой повышение зернистости. Но раз уж в этом отношении «сражение проиграно», то есть возможность выиграть его под увеличителем. Смотрим дальше. Снег был слегка затенен, на его фоне солнечные блики ярко светились, это и вызвало желание сделать кадр. А на отпечатке? Как блики, так и снег одинаково белые. Кроме того, черные пятна проталин, забора — они же так и бросаются в глаза, то есть второстепенные детали оказываются активнее главного. Взять бумагу помягче? Тогда полосатый рисунок лавочки потеряет свою яркость... Значит, надо перераспределить тона. Забор при печати можно осветлить. Он не будет так привлекать внимание, а кроме того, снимок приобретет объемность — ведь чем светлее предмет, тем он кажется отдаленнее. (Кстати — вот один из способов передачи пространства!). Черные пятна проталин также можно ослабить маскированием. Но — белые блики на белом снегу — они же все равно не светятся! Впрочем, как «то было в действительности? Они светились, потому что были гораздо ярче снега. Значит, этого и надо добиваться: дать дополнительную выдержку на снег — вначале пропечатать полосу между забором и лавочкой, а потом — внизу, прикрывая все остальное.
Мы так подробно остановились на анализе печати этого, в общем-то, простого снимка, чтобы показать: в фотографии мелочей не бывает! В съемке какая-нибудь «мелочь» может привести к полному провалу, в печати - к искажению, а то и к уничтожению прекрасного замысла. Но здесь мы имеем то преимущество перед съемкой, что есть время для обдумывания, то есть возможность снова и снова повторять работу над кадром, добиваясь его совершенства. И вот оно-то, это преимущество, часто не используется. Мне не раз приходилось слышать горделивое: «Я за вечер напечатал столько-то пленок!» И очень-очень редко: «Я над этим кадром уже целую неделю бьюсь, и все никак не получается...»
Печать - это и есть результат воплощения авторского замысла, и она требует немало терпения, трудолюбия, и самое главное — высокой критичности в оценке своей работы.
И в заключение — несколько практических советов. Для контрастного негатива нужна мягкая бумага, разбавленный проявитель, матовое стекло и сильная лампа в увеличителе. Для мягкого негатива — контрастная бумага, концентрированный проявитель, отсутствие матового стекла и слабая лампа в увеличителе.
Бумаги с просроченным сроком хранения обладают особой мягкостью тонов, но в проявитель надо добавлять раствор бензотриазола (от 0,1 до 10 г на литр). При этом время проявления увеличивается.
Бензотриазол сильно снижает чувствительность бумаги — этим свойством можно воспользоваться при печати с очень прозрачных негативов — для увеличения времени экспонирования. Не пренебрегайте ретушью отпечатков: даже малейшие точки или царапины придают снимку неряшливый вид. Если нет специальной туши, можно использовать и чертежную, разведенную водой, раствор графита карандашей «Живопись», «Искусство» (2М—4М), акварель.
И последнее. Выставочная, а проще — просто хорошая печать редко удается с первого раза. Не опускайте руки и не давайте себе поблажки. Успех приходит лишь к самым недовольным!
Галина Лукьянова