Перед вами три работы юных авторов. Как вы думаете, что на них изображено? Иначе, можно ли изложить словами их содержание? Ну, скажем, так: берег реки, на переднем плане велосипед, и два велосипедиста у самой кромки воды. А может быть, так: дороги, одна из которых привела ребят к реке, а другая (река) пока недоступна, но так манит вдаль... Или просто - ветер странствий, такой свежий, влажный... Кленовые листья на размытом фоне... Или - мерцающий свет осени, прозрачность осеннего леса.
Мальчики на террасе деревенского дома... Или - неожиданный световой рисунок: солнце, как талантливый художник, скупыми штрихами-бликами обозначило фигурки ребят, создав прелестный в своей таинственности образ ...
Согласитесь, ни один из предложенных вариантов не дает полного представления о снимках. В каждом из них есть нечто такое, что вызывает в нас определенное настроение. Попытка же передать его в словах оказывается безрезультатной. Здесь мы видим подтверждение известной истины: в искусстве важно не столько то, что изображено, сколько - как изображено.
И это «как» достигается при помощи изобразительных средств. Ощущение движения, прерванного, но стремящегося к продолжению, свежий влажный ветер, мерцающий свет, таинственность - чем это достигнуто? Основной изобразительный прием, которым просто обязан владеть каждый, занимающийся творческой фотографией, - это композиция, построение кадра.
Все предметы находятся в пространстве, обладают тремя измерениями и в зависимости от направления взгляда (точки съемки) — множеством очертаний. Если же предметов (элементов снимка) несколько, то меняются не только их очертания, но и расположение относительно друг друга. А это значит, что любой сюжет предполагает возможность бесчисленного количества композиций. Задача автора — выбрать ту единственную, которая позволит наиболее выразительно раскрыть его замысел.
Чем достигается ощущение движения в первом снимке? (фото 2). В первую очередь взгляд притягивает велосипед в нижнем углу, данный наиболее крупно, а затем он движется по направлению к ребятам. Здесь на некоторое время задерживается, движение прерывается. Мы рассматриваем героев снимка, и затем берег реки уводит наш взгляд дальше. Создается ощущение, что это и есть стремление самих ребят — не мешает даже то, что один из них смотрит совсем в другую сторону. Любая другая точка съемки (а вы, конечно, можете их представить) изменила бы композицию, а значит, и характер сюжета. Кстати, диагональное построение — вообще один из лучших способов передать движение, потому что взгляд при рассматривании проходит наибольший путь. Дальний берег реки выглядит светлым, размытым — так бывает, если воздух насыщен водяными парами, и эта влажность, свежесть здесь очень ощутимы. А теперь посмотрите на «Осенний этюд» (фото 1). Как спокойно выглядит этот снимок, как располагает к созерцательности! Тут применена центральная, уравновешенная композиция, которая и отвечает смыслу работы: неторопливое любование природой. В еще большей степени этот замысел раскрывается при помощи тональности — светлой, как осенний лес. Тональность не возникла сама собой, приглядитесь: замер экспозиции производился по теневой плоскости листьев, ярко освещенный фон ушел в область передержек, а лучи солнца, пробивающиеся сквозь отверстие листа, создали ореолы. На том же приеме выбора экспозиции основан «Световой рисунок» (фото 3)., только наоборот: здесь замер по светам, и все, кроме солнечных бликов, оказалось недоэкспонированным, что и позволило создать этот необычный эффект.
Именно поэтому фотохудожники очень прохладно относятся к фотоаппаратам с автоматической установкой экспозиции. Очень прост на первый взгляд «Осенний этюд» (фото 1)., но на его пpимере мы можем наблюдать еще один прием - использование нерезкости в качестве изобразительного средства. Представьте себе тот же сюжет, снятый с малым отверстием диафрагмы, — да эти листья потерялись бы на фоне резко изображенных деревьев! В арсенале фотохудожника немало изобразительных средств — мы коснулись здесь лишь некоторых. На эту тему написано множество книг, толстых и тонких, здесь же мне хотелось бы убедить вас вот в чем. Замысел и воплощение — это вовсе не две части творческого процесса, а единое целое. Осмысление своего сюжета (что именно я хочу сказать в своем снимке) неотделимо от того, как это будет сделано. И это «как» надо осмыслить так же, как и «что».
Галина Лукьянова