Искусство — это всегда радость открытия. Радость увидеть то, что до тебя никто не видел. И с этой точки зрения натюрморт, конечно, жанр сложнейший. Ведь объект его — обычные вещи, виденные всеми и не раз. А с другой точки зрения,- что может быть проще: взял красивую вещь и сфотографировал! ...«Натюрморт» в переводе означает «мертвая натура». А вот голландские художники, особенно прославившиеся в этом жанре, предпочитали другое определение - «тихая жизнь». Чувствуете, какая принципиальная разница? «Мертвая натура» — бери любые предметы, группируй их как хочешь и снимай! «Тихую жизнь» надо услышать, здесь требуется особая внимательность и труд души.
В сущности, для большинства людей вещи сами по себе как бы не существуют, а воспринимаются лишь в смысле их назначения: «это стул, на нем сидят, это стол - за ним едят».
Взгляду же художника вещи представляются живущими своей особой жизнью. Форма, объем, фактура, игра светотени на их поверхности вызывают в нем определенное настроение, которое он и стремится передать в своем произведении, И самый обыкновенный стул может оказаться уверенным, ожидающим, танцующим, а стол - холодным, бездонным и т. д. Но, конечно, сами по себе вещи не бывают такими - так их видит художник, и, значит, в конечном счете, предмет натюрморта - не столько изображение вещей, сколько взгляд автора на вещи.
Красота - в любом ее проявлении - привлекает людей. Но есть вещи, красота которых бесспорна, она видна всем. Например, произведения искусства, цветы, фрукты. Конечно, они были и останутся излюбленными темами натюрморта, но одно дело — получить красивое изображение красивого предмета, и совсем другое — увидеть красоту там, где никому и не приходит в голову ее искать . Скажем, обыкновенный рулон бумаги. Как, оказывается, прекрасны эти спирали разворачивающегося листа, как физически ощутимо его движение! (фото 3). Или воздушный шарик, лежащий на газетах,- какое-то странное, неожиданное столкновение мира детства и взрослого мира (фото 2). При всей глубине своего содержания это в первую очередь - просто красиво, и красота эта тем более ценна, что найдена она в предметах, вовсе не претендующих на красоту. Сюжет натюрморта - это вещь сама по себе, ее сущность. Но вещи могут подсказать автору и литературный сюжет, как, например, в снимке «Каникулы» (фото 1). Вообще натюрморты с литературным сюжетом (то есть таким, смысл которого можно изложить словесно) редко бывают удачными, они, как правило, производят впечатление надуманности. Здесь этого не произошло. Остроумно найденный ход позволил автору так эмоционально выразить свое отношение к теме, что комментарии излишни! Вот уж, действительно, «тихая жизнь»...
Искусство дает нам возможность увидеть то, что мы в привычном своем бытии не видим. Но вот, оказывается, совсем не обязательно для этого ехать куда-то за тридевять земель или искать невероятные ситуации. В самых простых предметах, окружающих нас, таится много неоткрытого. Другое дело, что хороший натюрморт сделать трудно. Если в любом другом жанре некоторые технические или изобразительные погрешности еще как-то можно скрасить интересным сюжетом или моментом, то в натюрморте они абсолютно недопустимы. Ведь смысл его - это ощущение предмета, а если предмет не ощущается, значит, и натюрморта нет. Форма, объем, фактура, влажность и сухость, теплота и холодность — все эти физические свойства предметов в жизни воспринимаются нами без труда, но на плоскости листа передача их превращается в сложную задачу. И решить ее помогает не только творчески выбранное освещение, но и техника съемки и обработки материалов: ведь малейший смаз, неточность в экспозиции, грубозернистая пленка или контрастная печать могут уничтожить фактуру или соотношение тонов и свести всю работу на нет.
,..Ну, а что касается красоты красивых вещей... Йозеф Судек, замечательный чешский фотохудожник, на протяжении многих лет снимал розу в стакане, в вазе, стакан и раковину, стакан и яблоко, пытаясь уловить тончайшие грани красоты этих предметов. И его работы вовсе не выглядят нудными повторами, потому что эта красота его действительно волновала — он видел их так, как если бы видел впервые... И вот, пожалуй, единственный рецепт, который я вам дам: постарайтесь увидеть вещи так, как будто до сих пор вы их не видели. И прислушайтесь к тому, что они вам скажут.
Галина Лукьянова