Многие понимают под «авторским замыслом» метод постановки. Да, действительно, существует в фотографии такой метод, и есть очень интересные фотохудожники, которые, в основном, им пользуются. Например, Л. Тугалев, Г. Бинде и другие. Но, во-первых, они не просто придумывают сюжеты, а стремятся в композициях передать свое мироощущение, свое понимание жизни, а, во-вторых, к этому методу они пришли в результате многолетних поисков. У неопытных же фотолюбителей постановка, как правило, выглядит надуманной, вызывает чувство неловкости за автора. Жизнь предлагает нам колоссальное количество сюжетов, и очень важно разобраться в своих впечатлениях, иначе придуманный сюжет окажется просто грубой подделкой под жизнь.
Однако, все же – что же такое – замысел? Представьте себе – улочка старого города. Дома старинной архитектуры. Брусчатка мостовой – сколько людей прошло здесь за десятки лет! Спокойное, ровное, как бы задумчивое освещение – прекрасный сюжет для фотографии! Запечатлеть все это - вот, казалось бы, и воплощен замысел.
Но не будем торопиться. Попробуем отдать себе отчет: что же все-таки самое главное в этом сюжете. Дома? Извилистость улицы? Пешеходы? Брусчатка? Что вызывает в нас это задумчивое состояние, ощущение путешествия в прошлое? И вот, вглядываясь, размышляя, пробуя различные точки съёмки, мы начинаем понимать: самое главное – это линия тротуара и брусчатка мостовой, именно они и придают особый колорит старой улочке – а раз так, то дальнейший ход ясен: надо подчеркнуть главное, например, занять им большую часть кадра. Лучше всего здесь подойдет верхняя точка съемки, которая, к счастью, нашлась. В результате мы имеем снимок Оли Вавиловой «Улочка» (фото1). Как можно назвать такую работу над кадром? Человек увидел – в нем возникло определенное чувство – он старается осознать свое чувство и передать его посредством технических (выдержка, диафрагма) и изобразительных (композиция, освещение) средств фотографии. Такая работа и называется «воплощение авторского замысла». Но в фотографии все связано: фотоизображение создается при помощи технических средств, воплотить замысел помогают изобразительные средства. Отделить одно от другого, пожалуй, невозможно. Снимок «Ныряем!» (фото 3) - неплохое тому подтверждение. Посмотрите внимательно на другой снимок – «Выпускники» (фото 2). Хорошие ребята, не правда ли? Удачно выбран момент, передано не только состояние ребят, но и доброжелательная усмешка автора… Но, фотография, как говорится, «не читается», так как и главное (портрет), и второстепенное (фон), изображены почти одинаково резко, и приходится прилагать усилия, чтобы вглядеться в лица. И всего-то надо было сделать фон нерезким, т.е. изменить значение диафрагмы. А ведь, судя по снимку, автор неплохо владеет техникой, значит, знает, как можно было это сделать. Но вот не сделал. Возможно, сказалось увлечение большой глубиной резкости - распространенное заблуждение многих фотолюбителей.
Вы помните, о чем мы сказали в начале: надо уметь видеть свой объект съемки, т.е. снимать не потому, что «хочется снять», но и отдавать себе отчет, что именно вас привлекло. И вот, оказывается, надо уметь видеть и остальное, что входит в кадр и что вовсе не работает на ваш замысел. Замысел – это осмысление происходящего перед объективом. Но замысел – это и осмысление всех элементов, из которых, в конечном счете, складывается изображение: и главных, и второстепенных. Как управлять этими элементами?
Галина Лукьянова