Билеты онлайн
Билеты в музей только ОНЛАЙН Время Культуры

ФОТОПЕЧАТЬ - ТЕХНИКА И ТВОРЧЕСТВО

Что обычно считают достаточным знать о фотопечати? Подобрать бумагу к негативу, взять свежие растворы, отцентрировать лампу в увеличителе, выбрать нормаль­ную выдержку — вот и все. А между тем печать — такой же творческий процесс, как и съемка. Более того, говорят, что под увеличителем можно «выиграть потерянное сражение», а можно и «потерять найденное».

Вот на что, во-первых, мне хоте­лось бы обратить ваше внима­ние. То, что мы снимали, обыч­но живо в нашей памяти, и свой отпечаток мы как бы домысли­ваем, видим в нем то, что ко­гда-то волновало нас в момент съемки. Но зритель-то этого не видел, перед ним — отпечаток, и если он неудачен, то, естест­венно, восторгов не вызывает. Мы же недоумеваем: почему? Такой хороший снимок...

Отсюда — главное правило твор­ческой печати: помнить свой за­мысел при съемке и видеть от­печаток глазами зрителя. Начнем с самого простого: с вы­бора экспозиции. Известно, что отпечаток должен иметь глубо­ко-черные, ярко-белые и серые тона, т. е. быть нормально экс­понированным. Всегда ли этого достаточно?

«Туман в лесу» (фото 1), напечатанный с нормальной экспозицией, выгля­дел бы совсем иначе. Черные тона уничтожили бы воздушность, призрачность весеннего леса, а значит, и замысел снимка. Здесь потребовалась выдержка гораз­до меньшая, чем нормальная. А вот в снимке «Гвоздика» (фото 2) — на­оборот: при нормальной выдерж­ке в кадре было бы больше се­рых тонов, но тогда солнечные блики, ради которых и делался снимок, потеряли бы свою яр­кость. Этот отпечаток пришлось слегка переэкспонировать. Как во время съемки, так и во время печати — выбор экспози­ции — вопрос глубоко творче­ский и определяется замыслом снимка.

- А умеете ли вы проявлять? Да, да, просто проявлять бумагу? Получив тусклый, невыразитель­ный отпечаток с некрасивыми то­нами, обычно винят качество бу­маги. Чаще же причина кроется в другом — в неумении прояв­лять ее. Богатства тонов можно достигнуть лишь при полном, иначе говоря — глубинном, про­явлении, и это, во-первых, зави­сит от времени обработки. Ука­занное на упаковке время (2 ми­нуты) не всегда бывает достаточ­ным. Время проявления бумаги такое, в течение которого про­должают усиливаться темные то­на, без пожелтения белых. Не бойтесь перепроявления — пере­проявленных отпечатков не быва­ет — есть переэкспонированные.

И второе — это перемешивание раствора во время проявления. Прием всем хорошо известный, но многими часто пренебрегаемый. Неподвижно лежащий в кювете отпечаток никогда не приобретает той сочности и кра­соты тонов, на которые способна ваша фотобумага. Оно и понятно: проявитель, всту­пая в химическую реакцию с фо­тоэмульсионным слоем, лишь в первые моменты сохраняет свою активность, а потом загрязняет­ся продуктами реакции — бро­мидами, истощается. И если раствор не перемешивать, то по­лучается, что мы работаем исто­щенным проявителем. Удачи здесь ожидать не приходится. С испорченного негатива — заву­алированного, слишком плотного или, наоборот, прозрачного — хорошего отпечатка не получить. Но, даже имея идеальный нега­тив, всегда ли вам удается пол­ностью передать его достоинства в снимке?

Существует такое понятие: ши­рота фотоматериалов, т. е. их спо­собность воспроизводить то­нальную гамму. Чем больше се­рых оттенков, тем шире гамма.

Так вот, широта негативных ма­териалов гораздо выше, чем по­зитивных, и поэтому даже хоро­шо проработанный негатив не просто перевести в позитив. Здесь на помощь приходит мас­кирование — прием очень важ­ный в творческой печати. В на­шей практике крайне редко уда­ется без него обойтись. Заклю­чается оно вот в чем. На раз­ные участки изображения под­бираются разные выдержки со­ответственно их плотности.

Так, в снимке «Зима» (фото 3 и 4) выдержка, по­зволившая хорошо проработать снег, оказалась недостаточной для неба — как видите, в первом варианте оно белое. Между тем в негативе есть и небо, и солнце. Во втором варианте на небо бы­ла дана дополнительная выдерж­ка. Снег при этом был прикрыт тенью от руки. Правда, дома по­лучились излишне темными — здесь было бы правильнее ис­пользовать в качестве маски ку­сочек картона, вырезанный по контуру крыш.

Маскирование — прием, который открывает большие возможности для творческого осмысления сво­ей работы. Наш пример — это самый простой случай: здесь на­до было просто перевести в по­зитив то, что есть в негативе. Ча­ще же к маскированию прибе­гают для выделения главного в снимке.

Конечно, при первой печати труд­но бывает сразу сообразить, где нужно запечатать, а где - осла­бить. Обычно вначале делают контрольный отпечаток, добива­ясь полного соответствия негати­ву. И уж затем, проанализировав изображение, создают «схему» маскирования и кадрирования. Проанализировать — дело не про­стое. Разберем ход такого анали­за на примере снимка «В ожида­нии весны» (фото 5 и6).


Уголок заснеженного сада, но солнце уже припекает, обнажив местами землю. Тепло солнеч­ных лучей особенно ощущается при взгляде на полосатую от те­ней забора лавочку с опрокину­тым ведром. Оно как бы отдыха­ет в ожидании уже близких ве­сенних хлопот. Хороший натюр­морт!

Но не слишком ли много фона? Верх кадра явно перегружен де­талями, выглядит тяжелым. А нужно ли так много проталин? Если убрать нижнюю - снимок от этого ничего не потеряет. Так же безболезненно можно откадрировать его и по бокам. Ничего лишнего! — вот основное прави­ло кадрирования. Собственно, такой анализ должен происходить во время съемки, качество снимка от этого улуч­шилось бы — ведь увеличение при печати влечет за собой по­вышение зернистости. Но раз уж в этом отношении «сражение проиграно», то есть возможность выиграть его под увеличителем. Смотрим дальше. Снег был слег­ка затенен, на его фоне солнеч­ные блики ярко светились, это и вызвало желание сделать кадр. А на отпечатке? Как блики, так и снег одинаково белые. Кроме то­го, черные пятна проталин, забо­ра — они же так и бросаются в глаза, то есть второстепенные детали оказываются активнее главного. Взять бумагу помягче? Тогда полосатый рисунок лавоч­ки потеряет свою яркость... Зна­чит, надо перераспределить тона. Забор при печати можно освет­лить. Он не будет так привлекать внимание, а кроме того, снимок приобретет объемность — ведь чем светлее предмет, тем он ка­жется отдаленнее. (Кстати — вот один из способов передачи про­странства!). Черные пятна прота­лин также можно ослабить мас­кированием. Но — белые блики на белом снегу — они же все равно не светятся! Впрочем, как «то было в действительности? Они светились, потому что были гораздо ярче снега. Значит, это­го и надо добиваться: дать до­полнительную выдержку на снег — вначале пропечатать по­лосу между забором и лавочкой, а потом — внизу, прикрывая все остальное.

Мы так подробно остановились на анализе печати этого, в об­щем-то, простого снимка, чтобы показать: в фотографии мелочей не бывает! В съемке какая-ни­будь «мелочь» может привести к полному провалу, в печати - к искажению, а то и к уничтоже­нию прекрасного замысла. Но здесь мы имеем то преимущест­во перед съемкой, что есть вре­мя для обдумывания, то есть возможность снова и снова по­вторять работу над кадром, до­биваясь его совершенства. И вот оно-то, это преимущество, часто не используется. Мне не раз при­ходилось слышать горделивое: «Я за вечер напечатал столько-то пленок!» И очень-очень редко: «Я над этим кадром уже целую неделю бьюсь, и все никак не получается...»

Печать - это и есть результат во­площения авторского замысла, и она требует немало терпения, трудолюбия, и самое главное — высокой критичности в оценке своей работы.

И в заключение — несколько практических советов. Для контрастного негатива нуж­на мягкая бумага, разбавленный проявитель, матовое стекло и сильная лампа в увеличителе. Для мягкого негатива — контра­стная бумага, концентрирован­ный проявитель, отсутствие мато­вого стекла и слабая лампа в увеличителе.

Бумаги с просроченным сроком хранения обладают особой мяг­костью тонов, но в проявитель надо добавлять раствор бензотриазола (от 0,1 до 10 г на литр). При этом время проявления уве­личивается.

Бензотриазол сильно снижает чувствительность бумаги — этим свойством можно воспользовать­ся при печати с очень прозрач­ных негативов — для увеличения времени экспонирования. Не пренебрегайте ретушью отпе­чатков: даже малейшие точки или царапины придают снимку неряш­ливый вид. Если нет специальной туши, можно использовать и чертежную, разведенную водой, раствор графита карандашей «Жи­вопись», «Искусство» (2М—4М), акварель.

И последнее. Выставочная, а про­ще — просто хорошая печать ред­ко удается с первого раза. Не опускайте руки и не давайте се­бе поблажки. Успех приходит лишь к самым недовольным!

Галина Лукьянова