ВОЗМОЖЕН ЛИ ЗАМЫСЕЛ В СЪЕМКЕ ЖАНРА?

Как рыболовы любят рассказывать о своих несбывшихся рыбацких удачах: «Вот была рыбина! Жалко, упустил!..», так и фотографы – о неудавшихся кадрах: «Вот был момент! Жалко, не успел…» Обычно речь идет о какой-либо сценке из жизни, то есть о жанре.

В словаре мы читаем: «Жанр – определенный род художественного произведения». В изобразительном искусстве известны жанры портрета, пейзажа, натюрморта и др. И, кроме того, «жанром» называется изображение бытовых сцен.

В наших беседах мы рассматриваем фотографию под углом «замысел и воплощение». Спрашивается, о каком замысле может идти речь в случае съемки жанра? Ведь сценка из жизни интересна лишь тогда, когда она не придумана, когда она правдива…

Я знала одного фотолюбителя, который считал, что основное условие правдивости съемки – поймать людей врасплох. Он жил в общежитии, и вот что придумал: без стука раскрывал двери в комнаты своих товарищей и сразу же фотографировал. Не будем здесь обсуждать этичность его действий, но что из этого получилось? Кроме испорченных отношений с друзьями – ничего. Было много восторженных рассказов о том, что содержится в его непроявленных пленках, но после проявления не оказывалось ни одного более или менее вразумительного кадра, который воспринимался бы без словесных пояснений.

Оно и понятно. Жанр имеет еще одно определение – «маленький рассказ». А рассказ строится по вполне определенным законам: в нем должен быть осмысленный сюжет («о чем рассказываю»), композиция («рассказываю понятно»), изобразительные приемы (« и интересно»).

А в снимках моего знакомого – мог ли быть осмыслен сюжет (в данном случае – выбор кульминационного момента), если они и сам толком не знал, что увидит? Или композиция – если он делал кадр со случайной точки? Об использовании каких-либо изобразительных средств (световой рисунок, фон, тональность) и говорить нечего.

Такой подход к жанровой съемке объясняется верой в счастливую случайность, но делать ставку на нее крайне наивно.

Если продолжить сравнение с рыболовом, то он ведь закидывает удочку не где попало, а там, где водится рыба, - там он ждет свое рыбацкое счастье. Фотограф же – хороший фотограф! – подстерегает интересную ситуацию там, где она может возникнуть, - это и есть его замысел. И в таком случае у него есть возможность вполне сознательно построить композицию и выбрать фон: он представляет себе, какого именного момента ожидает, и готов к нему.

Взгляните на помещенные здесь работы (они присланы на фотоконкурс «Наш дом»). Нет никаких сомнений в их правдивости, непридуманности, и в то же время хорошо видно, что они родились не случайно, а в результате наблюдения (возможно, длительного) за происходящим. Их авторы прекрасно знали, что именно хотят снять; фон, композиция, световой рисунок продуманы и явно не случайны. Более того, вполне возможно, что замысел этих маленьких рассказов возник даже не в момент съемки, а гораздо раньше. В самом деле, ведь соседки (явно, подружки), наверное, не впервые встречаются на этом месте (фото 2), рыбачок и его приятель с кошкой тоже, возможно, занимаются своим привычным делом (фото 2), да и бабуля отправилась в лес за грибами по знакомой тропинке (фото 3). Основное требование к фотографу-жанристу – уметь видеть не только остросюжетные сценки, но – просто жизнь, которая часто состоит из повторяющихся ситуаций. Осмысление их и развивает в нем драгоценную способность предвидения того, что произойдет. И уж он-то счастливую случайность, если она встретится, не упустит, поскольку готов к ней. Конечно, заметив направленный на них объектив, люди меняют свое поведение, естественность происходящего нарушается. Как тут быть? Лучший выход – применение длиннофокусных объективов («Таир-11», «Юпитер-11», «Таир-3» и др.), которые позволяют снимать издали, оставаясь незамеченными. Ну, а если нет таких объективов?

Есть такой термин в фотографии: «скрытая камера». Некоторые понимают ее буквально: «скрытая» - значит, спрятанная. Вот и ходят со спрятанным за пазуху фотоаппаратом, выхватывая его в нужный момент.

Гораздо надежнее держать фотоаппарат на виду и вести себя как можно спокойнее и доброжелательнее: обычно уже через несколько минут интерес к действиям фотографа пропадает, и открытая камера превращается в «скрытую» - ее просто перестают замечать.

Вот тут-то и начинается настоящая съемка «скрытой камерой», где успех будет зависеть только от вашего умения воплотить свой замысел.

Галина Лукьянова